Линки доступности

Пол Гобл: Глобальное измерение кавказского кризиса


Российско-грузинский конфликт, заставший мировое сообщество врасплох, стремительно перерастает региональные рамки. Своими мыслями о его возможных последствиях для судеб Кавказа, России и мира в целом с Русской редакцией «Голоса Америки» поделился известный американский политолог Пол Гобл.

Алексей Пименов:
Главная тема нашего сегодняшнего разговора – конфликт между Россией и Грузией. И все же вначале я хотел бы попросить вас прокомментировать трагическое событие, только что произошедшее в столице Азербайджана, – взрыв двух гранат в Бакинской мечети Абубекр. Два человека погибли; некоторые, в том числе и имам мечети, получили ранения. Кто, по вашему мнению, мог организовать этот теракт, и как он может повлиять на ситуацию в регионе?

Пол Гобл: Это событие представляется мне чрезвычайно опасным. Независимо от того, кто стоит за спиной террористов, взрывы в мечети Абубекр легко будет интерпретировать как российскую или армянскую провокацию, цель которой – вызвать конфликт между Азербайджаном и Ираном и тем самым найти повод для российской интервенции в Азербайджан. Не исключено даже, что речь идет о попытке вызвать более широкий конфликт, в котором на одной стороне окажутся США и Азербайджан, а на другой – Иран. При таком развитии событий российская агрессия против Грузии будет отодвинута на второй план.

Еще одна немаловажная деталь: несмотря на то, что азербайджанские спецслужбы изображали имама этой мечети как ваххабита, в действительности он неизменно отстаивал весьма либеральную трактовку мусульманских канонов. Так, например, он решительно выступал против ритуального самобичевания, призывая своих последователей ограничиваться символической «сдачей крови» во славу Аллаха. То обстоятельство, что он стал одной из жертв теракта, может вызвать волну протестов по всей стране – ни приверженцы имама, ни его противники, скорее всего, не станут молчать. Особенно острые столкновения могут произойти в Баку – ведь многие бакинцы потомки выходцев из Ирана, переселившихся сюда после крушения южно-азербайджанской республики.

Особую тревогу вызывает, однако, тот факт, что все это происходит на фоне грузинских событий. Тем более что совсем недавно российский посол в Баку публично заявил, что Азербайджану следует, как он выразился, сделать все необходимые выводы из того, что случилось в соседней Грузии.


А.П.: Давайте в таком случае перейдем к анализу грузинских событий. Как, с вашей точки зрения, изменится под их влиянием российский политический ландшафт?

П.Г.: Думаю, что в России они вызывают неоднозначную реакцию. Многим русским нравится, что Россия показала свою силу. Хорошо известна и личная ненависть Владимира Путина к Михаилу Саакашвили, и ее тоже нельзя сбрасывать со счетов. В то же время многие недовольны – не потому, что российские власти нарушили принципы международного права. Дело в другом: только за четыре дня конфликта российская экономика недосчиталась 7 миллиардов долларов. Если так пойдет и дальше, Россия будет терять до 500 миллиардов ежегодно. Под влиянием происходящего уже ухудшилась ситуация на российском рынке ценных бумаг. Понизился обменный курс рубля. Богатство много значит в современной России, и российские миллионеры не замедлят почувствовать, как развязанный правительством конфликт отразится на их кошельке.

Люди видят и другое: начав эту войну, президент Медведев открыто нарушил российское законодательство. В конституции РФ четко указано, как должны приниматься решения об использовании российских войск за пределами России. Путин и Медведев этими процедурами откровенно пренебрегли – и несомненно, что у российских граждан в ближайшем будущем появится немало вопросов к своим руководителям.

Не следует забывать и еще об одном обстоятельстве. По мнению многих россиян, одно из главных преимуществ, обретенных ими после распада СССР, это возможность свободно ездить за границу. Однако уже сегодня многие зарубежные турфирмы организуют специальные поездки «без русских». Весьма вероятно, что многие жители России начнут испытывать затруднения и при посылке своих детей на учебу за рубеж, и едва ли можно усомниться в том, что воспринято все это будет весьма болезненно.

Как отреагирует на все это Россия, пока неясно. Возможно, решит обидеться всерьез и надолго и попытается свести счеты с Западом каким-то иным способом. А может быть, русские решат, что перегнули палку и что продолжать в том же духе небезопасно. Не будем забывать и о том, что есть немало людей, особенно в Вашингтоне, стремящихся оправдать действия России и готовых найти любой предлог, чтобы возложить всю ответственность на Грузию.

Конечно, Саакашвили пошел на риск. Это ясно всем, да, я думаю, и сам он сознавал это. Однако его действия не представляли собой нарушения международного права – равно как и законов его страны. Русские же пошли на нарушение не только международного права, но и своего собственного законодательства. Они пренебрегли своеобразным соглашением между Россией и Западом, в соответствии с которым американцы способствовали вступлению России в разные международные организации.

Все это, скорее всего, не останется без последствий. Думаю, что очень скоро нам придется говорить о Большой семерке, а не восьмерке. Россия вряд ли станет членом ВТО. Да и судьба комиссии «Россия – НАТО» будет незавидной – не только из-за действий московского руководства, но и из-за комментариев господина Рогозина.

По всей вероятности, мы станем свидетелями ужесточения отношений между Востоком и Западом. В каких формах оно произойдет, судить пока трудно: в этом уравнении слишком много неизвестных. Может быть, Россия решит бросить Западу кость. Но нельзя исключать и того, что Кремль собирается удвоить ставки в этой игре. Потому-то взрыв в Бакинской мечети и вызывает у меня такую тревогу. Многие в Москве не собираются ограничиваться Грузией.

Если их точка зрения возобладает, то вскоре нам предстоит увидеть новый мир. А точнее, вернуться в старый – уродливый и мрачный.

XS
SM
MD
LG