Фотография порой может оказаться красноречивее многих слов. Недаром
ежегодно их авторам присуждают Пулицеровские премии, самую престижную награду
за журналистскую работу в американской печати. Снимки, сделанные
корреспондентами газеты «Нью-Йорк таймс», запечатлели боль и страдания людей,
оказавшихся в эпицентре конфликтов в Афганистане и Пакистане. Сейчас они
выставлены в Ньюзеуме, музее СМИ, недавно переехавшим в новое модернисткое
здание в центре Вашингтона. Примечательно, что эти снимки были отобраны не за
их художественную ценность, а за «показ реальной истории», говорит старший куратор зала Пулицеровской премии
Ньюзеума Кен Кроуфорд:
«Все авторы этих фотографий – хорошие
рассказчики, и, как правило, их снимки являлись иллюстрацией к репортажам,
которые они публиковали в своей газете. Обычно фотографов не принято считать
увлекательными рассказчиками. Но эти журналисты хотели подчеркнуть своими
снимками значение излагаемого материала. Зачастую кадры были сделаны в трудных
условиях – во время войны, голода, наводнений, землетрясений и тому подобное. И
свидетели хотели поделиться пережитым».
Пулитцеровская премия названа в честь Джозефа Пулицера, знаменитого
издателя газет «New York World» и «St Louis Post-Dispatch». В 1911 году он умер, а
шесть лет спустя факультет журналистики Колумбийского университета присудил
первую Пулицеровскую премию за достижения в области журналистики. С 1942 года этой премией стали награждать и
авторов фотографий.
С тех пор Пулицеровская премия была присуждена тысяче ста фотографиям. Все
они выставлены в Пулицеровском зале Ньюзеума. Кен Кроуфорд поясняет, как
отбирались эти снимки:
«Для того, чтобы фотография была отобрана на конкурс, она должна сначала быть напечатана в
американской газете. Решение о том, какую фотографию выдвинуть на конкурс,
принимает издатель газеты или информационного агентства. Сам фотограф не может
выступить с такой инициативой».
«Это не конкурс фотографий - ведь речь идет о Пулицеровской премии, так что
награда присуждается за достижение в области журналистики. Поэтому репортаж,
который иллюстрирует фотография, столь же важен, как и сам снимок. Снимок не
следует рассматриваться отдельно от статьи», - продолжает куратор.
Не все фотографии, получившие премию, запечатлели драматические события. На
некоторые изображены просто трогательные моменты. По мнению Кроуфорда,
независимо от того, где и когда они были сделаны, эти снимки будут всегда
привлекать внимание людей. А гордое звание лауреата Пулицеровской премии
переживет событие, за рассказ о котором она была присуждена.
«Престиж этой награды очень велик. Она может
стать стартом блестящей карьеры. Вы
можете быть кем угодно - драматургом или автором журналистского расследования,
- но когда ваш жизненный путь закончится, в вашем некрологе будет указано
«лауреат Пулицеровской премии». Поэтому журналисты, получившие эту награду,
часто шутят: "Ну, теперь мой некролог наверняка появится в «Нью-Йорк таймс"».