Линки доступности

Война на Кавказе спутала планы НАТО


В апреле страны-члены НАТО согласились, что Грузия и Украина должны со временем войти в альянс, и что этот вопрос будет снова обсуждаться на предстоящем в декабре саммите организации. Нынешняя война на Кавказе спутала эти планы.

Отношения НАТО с постсоветской Россией были не простые, но явно лучше, чем с СССР. Теперь же после вторжения России в Грузию будущее этих связей оказалось под большим вопросом. Правда, как отмечают официальные лица, и до вторжения диалог с Москвой был совсем не легким.

«Атмосфера наших встреч изменилась, раньше она была более свободной, раньше нас больше объединяло, чем разобщало. Что же касается сегодняшних дел, то будь то Косово, расширение НАТО или Грузия, у нас с Россией взгляды не совпадают», – констатирует пресс-секретарь НАТО Джеймс Аппатурай.

О том, что Россия не приемлет идею вступления Грузии в НАТО, говорил на днях во время специальной пресс-конференции российский постпред в ООН Виталий Чуркин.

«Мы, – сказал он, – никогда не делали секрета из того, что считаем расширение НАТО ошибкой, и что каждый новый его этап только умножает военно-политические проблемы. При этом есть лучшие пути обеспечения европейской и евро-атлантической безопасности, пути, основанные на включение России в диалог, нежели на ее исключение из него».

В августе, еще до последних событий в Южной Осетии, российский посланник в НАТО Дмитрий Рогозин заявлял, что включение в альянс стран, граничащих с Россией, является для нее неприемлемым.

«У НАТО есть отношения с Украиной, – сказал Дмитрий Рогозин, – есть отношения с Грузией, но у нее есть и отношения с Россией, и о них нельзя забывать, эти интересы должны быть сбалансированы. Вам следует принимать во внимание наши взгляды, а не создавать военную махину у наших границ».

Для НАТО вопрос теперь сводится к тому, готова ли она защищать Грузию и Украину от России, если те вступят в организацию. И как раз относительно их принятия единства среди союзников нет.

Статья 5-ая Устава НАТО гласит, что нападение на любую страну, входящую в союз, является одновременно нападением на всех его участников. Все члены НАТО знают о Статье 5-ой, но Соединенные Штаты при этом стоят за принятие двух бывших советских республик, а Франция и Германия выступают против.

«Если они будут приняты в НАТО, наши отношения резко охладятся. Америка и НАТО утратят важную поддержку России», – предупреждает Дмитрий Рогозин.

Под поддержкой Рогозин, в частности, имеет в виду кампанию НАТО в Афганистане. Правда, с поддержкой России или без таковой, эта кампания и так порождает немалые трудности для союза. Военный альянс сегодня держит в Афганистане 53 тысячи солдат, сражающихся с ожившим Талибаном.

«НАТО промешкала с ликвидацией повстанцев на юге Афганистана, и на сегодня они основательно окрепли», – замечает Ник Гроно, старший сотрудник аналитической фирмы International Crisis Group.

Так что, расширение НАТО на восток и афганская кампания, как отмечают официальные лица в Брюсселе, – это главные вызовы, стоящие перед альянсом на современном этапе, и оба они предполагают взаимодействие с Россией.

XS
SM
MD
LG