Линки доступности

Мирный план Саркози - Медведева должен быть срочно осуществлен


Исполнительный директор Общероссийского гражданского движения «За права человека», сопредседатель Всероссийского Гражданского Конгресса Лев Пономарев вместе с Сергеем Ковалевым, Михаилом Кригером и Еленой Боннэр подписал Заявление правозащитников по поводу войны в Южной Осетии. Он любезно согласился ответить на вопросы Русской службы «Голоса Америки»

Вадим Массальский: Лев Александрович, что побудило Вас выступить с таким жестким заявлением по поводу действий российского руководства и вооружённых сил в Грузии?

Лев Пономарев: Ну, во-первых, я за эти дни подписался уже под несколькими обращениями. Первое появилось еще в минувшую пятницу, 8 августа. Тогда я и мои коллеги-правозащитники обратились к обеим сторонам конфликта с призывом немедленно остановить все военные действия, потому что гибнут люди, прежде всего - мирное население.

Второе обращение, о котором сейчас идет речь, появилось в воскресенье. Оно более жесткое, политизированное; признаюсь, лично мне не все в нем нравится. Но там есть, на мой взгляд, две важные позиции. Во-первых, я вместе с международным обществом «Мемориал» осуждаю ввод грузинских войск в Цхинвали. Эти силовые действия руководство Грузии охарактеризовало как «конституционные меры по наведению мира и правопорядка». Но нельзя такими мерами мир и порядок наводить в городе, где находятся десятки тысяч мирных жителей. Да еще под канонаду «Града» - систем залпового огня.

Это очевидное нарушение президентом Михаилом Саакашвили всех предварительных договоренностей и, конечно, прав человека. И, с моей точки зрения, действия России в первый день конфликта были правильными. Но в дальнейшем, в субботу и воскресенье, меня уже волновало поведение российских вооруженных сил, когда они перешли границу Южной Осетии. Цели их стали носить уже не миротворческий, а откровенно геополитический характер. Появились жертвы среди мирного грузинского населения. Российская армия, по сути, вторглась на территорию суверенного государства. И, как мы видим, военный конфликт в Грузии не остановлен, несмотря на миротворческие усилия Евросоюза, которые поддержал президент Медведев.

В.М.: Сегодня в России очень много пишут и говорят об огромных жертвах среди мирного населения Южной Осетии…

Л. П.: Мы скорбим по каждому погибшему в этой войне независимо от его национальной и государственной принадлежности. Каждая человеческая жизнь бесценна. Но, признаюсь, у меня складывается впечатления, что число жертв среди мирного населения, во всяком случае, с российской стороны, сильно завышено. Пока, насколько мне приходится слышать от моих коллег из организации Human Rights Watch, фактически подтверждается гораздо меньшее количество погибших мирных граждан. Гораздо меньшее. И тогда возникает вопрос: кому и зачем понадобилось так лгать?

В.М.: Уже известно, что Гаагский военный суд принял иск Грузии против России. В свою очередь, Москва назвала действия Тбилиси в Южной Осетии геноцидом и сегодня также собирает следственные материалы для передачи в международные инстанции. Как Вы к этому относитесь?

Л.П.: Положительно. Я считаю, что изначально заявления обеих стран носили пропагандистский характер. Но сейчас я как правозащитник очень бы хотел, чтобы все международные процедуры были соблюдены, и все материалы были представлены на суд мирового сообщества. Только тогда мы с вами увидим объективную и полную картину происходящего. Кстати, такое рассмотрение судебных дел в международных инстанциях – необходимое условие для окончательного возвращения беженцев в свои дома как с одной, так и с другой стороны. Это одна из гарантий недопущения такого конфликта в будущем.

Но, увы, в любом случае огромный урон нанесен вековой дружбе российского и грузинского народов. Если бы мне еще недавно сказали, что между Россией и Грузией может быть такая война, я бы ни за что не поверил.

В.М.: Вы намерены и дальше отстаивать свою позицию?

Л.П.: Конечно. Я, как и многие правозащитники, поддерживаю мирный план Саркози - Медведева. Но я считаю, что этот план должен быть немедленно выполнен, только тогда может быть восстановлено международное доверие к российской позиции. Кстати, сегодня вечером в Москве, в Новопушкинском сквере мы проводим манифестацию. Там соберутся люди, которые долгое время боролись против войны в Чечне. И сегодня на этом традиционном еженедельном митинге, я надеюсь, будет принят антивоенный манифест, направленный на скорейшее достижение мира на Кавказе.

В.М.: Спасибо и успехов Вам.

XS
SM
MD
LG