Линки доступности

Борис Пустынцев: «Имперский комплекс в России возвращается во многих проявлениях»


Своими мыслями о грузино-российском конфликте поделился в интервью Русской службе «Голоса Америки» председатель петербургской общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» Борис Пустынцев. В конце 50-х он был брошен в ГУЛаг за то, что с группой единомышленников осмелился выступить в поддержку Венгерского антикоммунистического восстания.

Анна Плотникова: Усматривает ли Вы параллели между событиями осени 1956-го и августа 2008-го?

Борис Пустынцев: Конечно, ситуация во многом разная и в некоторых аспектах даже принципиально противоположная, но и общее, конечно, есть. И здесь и там, как пел Александр Галич, «наши танки на чужой земле». Ведь, если говорить о факте агрессии, то агрессором – увы! – является Россия. Грузию нельзя назвать агрессором, так как она применяет полицейские и вооруженные силы на территории, которую мировое сообщество признает грузинской.

Можно говорить о нарушении грузинским правительством прав граждан. Причем, если действительно подтвердится, что грузинские войска применяли при обстреле Цхинвали установки «град», то есть оружие массового поражения, то тогда, безусловно, власти в Тбилиси виновны в грубейшем нарушении прав человека. Но «агрессором» их называть совершенно бессмысленно! Агрессию совершает Россия. Ее миротворческий корпус давно перестал выполнять миротворческие функции и солидаризировался с одной из сторон конфликта. И вообще, по количеству солдат, бронетехники и вооружения статус миротворцев давно превзойден Москвой. Здесь, конечно, мы имеем дело с совершенно иными нормами.

Это - вооруженная операция на территории другого государства. И спровоцировала ее Россия. Еще несколько лет назад я, помнится, давал интервью вашей радиостанции как раз в то время, когда началась массовая выдача российских паспортов в проблемных регионах Грузии. Я говорил, что это, безусловно, провокация и бомба замедленного действия. Когда накопится «критическое число» граждан РФ в сепаратистских районах Абхазии и Южной Осетии, тогда, пользуясь любым предлогом, можно будет заявить, что мы (Россия) вводим войска «для защиты своих граждан».

У России тут весьма шаткие позиции, и этим объясняется нынешнее неприятие в международном правовом сообществе позиции России и ее действий в Кавказском конфликте последних дней. Интересно, что из всех государств мира поддержала действия России только Куба! Китай, Венесуэла, Беларусь и все остальные страны, с которыми мы солидаризировались во внешнеполитических вопросах, Россию не поддержали.

А.П.: А как бы вы могли оценить действия главы самопровозглашенной республики Южная Осетия Эдуарда Кокойты, который фактически бросил свой город и уклонился от переговоров, к которым его призывал Тбилиси?

Б.П.: Режим господина Кокойты, как минимум, полукриминальный. «Самопровозглашенная республика» – этим все сказано! Если бы не позиция России, Эдуарда Кокойты и в помине не было бы! Что очень важно сегодня, это вопрос: какие опасные последствия конфликта ожидают Россию?

Во-первых, военная операция неизбежно приведет к дальнейшему усилению исполнительной власти. А, следовательно, к дальнейшему ослаблению независимости власти судебной. К дальнейшему закручиванию гаек для СМИ. С прессой, кстати, вообще происходят очень интересные вещи. Вот на днях выступил заместитель главы МИДа Григорий Карасин и заявил, я процитирую: «Наше мнение с трудом пробивается на Западе на экраны телевизоров и на страницы газет. Объективность как отсутствовала 20-30 лет тому назад, так, к сожалению, и не пробилась в западные СМИ».

Вдумайтесь: Карасин ссылается на ситуацию 30-летней давности, то есть на конец 70-х, на самое дремучее советское время! В то время, продираясь через все глушилки, несмотря на угрозы КГБ, мы считали объективной информацию именно исходящую от западных СМИ. А г-н Карасин в унисон с прежними советскими коллегами заявляет, что «объективная» информация шла из Москвы. Я обращаю ваше внимание на то, насколько все вернулось на круги своя, насколько возвращается советчина. Подтверждение этого мы слышим от наших самых высоких официальных лиц.

На фоне полного искажения информации у грузин, так же как у других наших бывших сателлитов, конечно, есть основания опасаться вооруженного вторжения. Инцидент с Грузией доказал это. После этого все разговоры о том, что «государства Балтии нагнетают истерию, в то время, как им некого опасаться» (я уж не говорю об Украине), явно теряют смысл. Мы наглядно убедились, что, к сожалению, имперский комплекс в России возвращается во многих своих проявлениях.

XS
SM
MD
LG