Линки доступности

Зейно Баран: «Вашингтон должен дать ясно понять России, что ее действия не останутся без ответа и что Америка не будет безучастно взирать на происходящее»


Зейно Баран, директор Евразийских программ Гудзоновского института, дала эксклюзивное интервью Русской службе «Голоса Америки» по ситуации в Южной Осетии.

Наджия Бадыкова: Зейно, почему конфликт между Россией и Грузией по Южной Осетии обострился именно сейчас?

Зейно Баран: Трения продолжаются уже несколько лет. После того, как на апрельском саммите НАТО в Бухаресте Грузия объявила о желании вступить в Североатлантический альянс, российские власти заявили, что сделают все возможное, чтобы это предотвратить. Некоторые страны-члены, такие, как Германия, не хотят присоединения Грузии к организации по причине сложной обстановки вокруг Южной Осетии и Абхазии.

Те из нас, кто пристально следит за российско-грузинскими отношениями, знали, что в августе что-то произойдет. В течение последних нескольких дней с российской стороны наблюдалась эскалация риторики. Почему сейчас? Большинство европейцев сейчас в отпусках, и это время как раз подходит для проведения операции. Они к этому готовились.

Н.Б.: Какое влияние на ситуацию в регионе и на российско-американские отношения может оказать дальнейшая эскалация конфликта?

З.Б.: Мы не знаем, как будет развиваться ситуация. Есть серьезный риск, что эскалация будет продолжаться и что начнутся военные действия между российскими и грузинских войсками. Россия посылала и (согласно сегодняшнему номеру газеты «Вашингтон таймс») продолжает посылать свои войска в регион. Я не знаю и, мне кажется, Россия сама не знает, какую конечную цель она преследует в регионе. На мой взгляд, русские были удивлены, что грузинским войскам удалось взять под контроль значительную частью Южной Осетии.

Если российская, грузинская и южноосетинская стороны смогут проконтролировать ситуацию и не допустят дальнейшей эскалации, то мы с большой вероятностью увидим декларацию ООН или какие-нибудь международные заявления о ситуации в Южной Осетии и Абхазии, о роли российских миротворцев и о роли самой России. Сейчас российский МИД обвиняет грузинскую сторону, грузинская сторона – российскую. Очень хотелось бы узнать, что произошло на самом деле. От того, как разрешится этот конфликт, будут зависеть отношения между Россией и Западом.

Важно и то, какую оценку этому дадут в бывших советских республиках, особенно в Украине, в других странах Кавказа, в Центральной Азии. Если России сойдет с рук эта агрессия и полное игнорирование суверенитета Грузии, то, боюсь, Россия сможет и в дальнейшем предпринимать агрессивные шаги.

Что касается американо-российских отношений, то хочу обратить внимание на то, что это произошло в тот момент, когда премьер Путин и президент Буш находятся в Пекине на открытии Олимпийских игр. Имеются сообщения, что они обсудили ситуацию. Для американской стороны это неудачное время, поскольку сейчас активно обсуждается вопрос ужесточения санкций против Ирана. Мне кажется, российская сторона хочет воспользоваться желанием США урегулировать иранский вопрос с помощью санкций и дипломатии. Думаю, ситуация вокруг в Южной Осетии окажет значительное влияние на американо-российские отношения, в том числе и в контексте иранского вопроса.

Н.Б.: Могут ли США оказать содействие в разрешении конфликта?

З.Б.: Несомненно. Соединенные Штаты уже сыграли очень важную роль, призывая грузинское руководство не отвечать агрессивно на провокации. Однако то, что произошло сегодня, – это не первая провокация. Дело дошло то того, что грузинское правительство просто было вынуждено ответить, потому что под ударом оказалась целостность грузинской территории.

Соединенным Штатам необходимо успокоить Грузию – в том смысле, что они не будет требовать от нее территориальных компромиссов. Одновременно США следует дать ясно понять России, что ее действия не останутся без ответа и что Америка не будет безучастно взирать на происходящее. Это важно сделать, потому что у российского руководства могут возникнуть сомнения по поводу твердости поддержки Грузии со стороны Америки.

XS
SM
MD
LG