Линки доступности

«Размещать российские ракеты в Беларуси бессмысленно…»


В ответ на размещение элементов американской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше возможно размещение в Беларуси российских ракет и стратегических бомбардировщиков, заявил на днях на пресс-конференции в Минске посол России в Беларуси Александр Суриков.

Однако, по мнению независимого российского эксперта Павла Фельгенгауэра, это возможно лишь в том случае, если Москва сознательно пойдет на нарушение целого ряда действующих международных соглашений.

Отвечая на вопрос Русской службы «Голоса Америки» о том, что стоит за этой декларацией высокопоставленного российского дипломата, Павел Фельгенгауэр отметил:

«Следует начать с того, что посол не командует военными, поэтому к этому заявлению следует относиться спокойно. В принципе, об этом говорили и раньше, в частности, генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа, российские генералы об этом говорили еще в прошлом году, хотя многие специалисты считают это бессмысленным – размещать что-либо в Беларуси. Непонятно, будут ли вообще это делать, пока это только разговоры. В целом кооперация в военной области между Беларусью и Россией довольно неплохая, есть совместная система ПВО, обмен данными, наши самолеты уже используют белорусские аэродромы, российские стратегические бомбардировщики уже осуществляют посадки на аэродромах в Беларуси для дозаправки, так что ничего особенно нового в этом нет.

А вот с размещением там ракет возникнут большие проблемы, потому что, во-первых, ракеты эти не доведены – в частности, «Искандер-М» еще не получается до конца. Правда, на той же пусковой установке собираются разместить крылатую ракету Р-500.

Но тут возникают проблемы с международными договорами. Кроме того, что был договор 1994 года о выводе с территории Беларуси ядерного оружия, размещать такие ракеты для удара по польским ракетным шахтам, если они там появятся, – бессмысленно, потому что без ядерной боеголовки разрушить такую шахту не удастся.

Здесь есть еще проблема действующего Договора между США и СССР от 1987 о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), потому что, чтобы достать до чешского радара, необходима ракета дальностью хотя бы 500 километров, а то и больше, а это нарушает договор. Кроме того, в случае с Беларусью возникает проблема еще и с другим международным соглашением – о режиме контроля над распространением ракетных технологий (РКРТ), по которому Россия не имеет право поставлять не только в Беларусь, но и в любую другую страну ни баллистические, ни крылатые ракеты наземного базирования дальностью больше трехсот километров. А 300 километров от Беларуси – ни до каких целей не достанешь, то есть России придется выходить из целого ряда международных соглашений по нераспространению ракетного оружия. Приобретет она очень мало, а позору всякого будет много, потому что это, конечно, резко ухудшит международный имидж России, если она начнет выходить из целого ряда международных соглашений».

Далее, отвечая на вопрос о той роли, которую может сыграть в этой ситуации Калининградский анклав, Павел Фельгенгауэр отметил следующее:

«Для некоторых военных есть смысл в том, чтобы пошире разместить средства, если по ним будет нанесен удар. Об этом недавно говорил известный российский ракетный специалист, генерал-майор Владимир Дворкин – бывший начальник 4-го института Министерства обороны РФ (это институт ракетных войск стратегического назначения). По его мнению, размещать «Искандеры» и крылатые ракеты наземного базирования в Калининградской области бессмысленно, потому что они окажутся на передовых позициях, и наверняка будут уничтожены первыми.

Но в принципе, если размещать и в Беларуси, и в Калининграде, то вероятность того, что хоть что-то уцелеет, что прежде, чем наносить удар по Беларуси, могут задуматься: это другая страна, если конфликт с Россией, она может объявить о нейтралитете. То есть для военных всегда лучше разместить в двух местах, чем в одном. Однако, повторю, большого смысла в этом нет, и вдобавок существует целый ряд соглашений, который в случае с Беларусью это просто запрещают. Туда можно поставить «Искандеры» в экспортном варианте, с дальностью в 280 километров, но тогда ни по каким объектам американской ПРО они точно не попадут.

Пока это все словесные упражнения и разговоры, я не вижу пока никакой практической подготовки к этому. Просто у нас в Москве пытаются в разных ведомствах придумать какой-то ответ на эту систему – то появляются утечки, что вроде на Кубе собираются разместить стратегические бомбардировщики, потом министерство обороны РФ заявляет, что все это информационная «утка», и что запустили ее, оказывается, вообще в Вашингтоне. То есть все время хотят придумать что-нибудь, но получается какая-то ерунда, поскольку смысла большого противостоять американской системе ПРО в Европе нет, она не направлена против России – все специалисты это понимают.

Предпринимать какие-то дорогостоящие усилия бессмысленно, но, конечно, среди военных желание представить внешнюю угрозу (причем чем больше – тем лучше), оно есть всегда. Чем больше угроза – тем больше возможностей получить дополнительный военный бюджет».

XS
SM
MD
LG