Линки доступности

Изменят ли Олимпийские игры Китай?


Или же Олимпийские игры изменят восприятие Китая остальным миром?

В августе в течение трех недель тысячи спортсменов, журналистов и туристов со всего мира соберутся на Олимпийские игры в Пекине. В отличие от предыдущих игр, период, предшествовавший началу Пекинской Олимпиады, был полон надежд и опасений политического характера. Многие из тех, кто поддержал заявку Китая на проведение Олимпийских игр в Пекине, полагали, что китайские власти пойдут навстречу ожиданиям Международного олимпийского комитета и проведут ряд политических реформ. Однако противники этой идеи указывают на то, что китайские власти не только не ослабили контроль, но и ужесточили борьбу с инакомыслием и критическими высказываниями в свой адрес.

Недавний опрос общественного мнения показал, что 93% китайцев полагают, что Олимпийские игры улучшат образ Китая в мире. Но, по мнению сотрудника журнала National Journal Брюса Стокса, национальной гордости в Китае придается столь большое значение, что любая помеха играм может породить волну негодования в адрес Запада.

«Если в контексте Олимпиады возникнет какая-либо проблема – загрязнение атмосферы, демонстрации, либо поражение китайской команды, и эта проблема будет широко освещена западными СМИ, – говорит Стокс, – то китайская общественность может узреть в этом еще одно доказательство антикитайских настроений на Западе».

Многие из тех, кто поддержал заявку Китая на проведение Олимпийских игр в Пекине, возлагают на Олимпиаду большие надежды. Виктор Ча, директор программы азиатских исследований Джорджтаунского университета и бывший член Совета национальной безопасности при президенте Буше, считает, что Олимпиада является эффективным инструментом ненавязчивого давления на Китай с целью проведения реформ в этой стране.

При этом в качестве положительного примера он ссылается на возобновление двухстороннего диалога с США по вопросу о правах человека, согласие на проведение диалога с руководством Тайваня, и более конструктивная роль Китая в Совете безопасности ООН, когда речь заходит о резолюциях по Дарфуру:

«Глядя на эти перемены, многие журналисты стали говорить о тихой революции в китайской внешней политике. При этом многие из них признают, что Олимпийские игры породили такие изменения во внешнеполитическом курсе Китая, которых в течение многих лет не удавалось добиться дипломатическим путем».

По мнению Виктора Ча, давление на Китай с целью проведения дальнейших реформ продолжится и после Олимпийских игр, однако София Ричардсон из организации Human Rights Watch с ним не согласна. Олимпийские игры сыграли отрицательную роль, так как из-за них китайские власти ужесточили режим, подавляя протесты в Тибете и других провинциях, считает она: «Люди отбывают тюремные сроки по обвинению в подстрекательстве к подрывной антигосударственной деятельности лишь за то, что они публично высказали свое мнение о том, что властям следовало бы потратить средства на улучшение жизни людей, нежели на организацию Олимпиады».

Китай уже отказался от своего обещания обеспечить иностранных журналистов полным доступом к интернету, заблокировав сайты, затрагивающие проблемные политические вопросы, такие, как тибетский сепаратизм или соблюдение прав человека в Китае. Ричардсон и ее коллеги опасаются, что после закрытия Олимпийских игр внимание СМИ к Китаю ослабнет, и ситуация станет еще хуже.

XS
SM
MD
LG