Линки доступности

Америка – страна музеев. Часть 12


Музыковеды утверждают, что двенадцатитактный блюз – единственная музыкальная форма, целиком созданная в Соединенных Штатах. Родиной блюза считается Миссисипи. И неудивительно, что именно в этом штате открыты три музея, посвященные этому жанру музыки.


Сегодня мы посетим один из них – Музей блюза дельты в городе Кларкдейл.

Этот город тянется к югу от перекрестка шоссе № 61 и № 49. По легенде, негритянский певец и гитарист Роберт Джонсон встретил здесь дьявола и договорился с ним о продаже души в обмен на мастерство в исполнении блюза.

Легенда легендой, но уж точно, что именно здесь, на обширных территориях, образованных изгибом великой американской реки Миссисипи, родилось драгоценное достояние Америки – блюз дельты.

«Дельта» – скорее не географическое, а историко-культурное понятие, – говорит актер Морган Фримен. – После расчистки лесов и осушения болот здесь были созданы хлопковые плантации. Работали на них сотни тысяч рабов, которые остались в рабском положении даже после отмены рабства. Жизнь их была тяжела и унизительна. Музыка и песни этих людей были выражением их отчаяния».

Плантация Докера внесена в национальный регистр исторических мест США. В начале прошлого века легендарный музыкант Чарли Паттон сочинял здесь свои песни, которые музыковеды относят к раннему сельскому блюзу. Он пел по вечерам, когда изнуренные тяжелым трудом батраки возвращались с полей, и его блюзы облегчали их страдания и боль.

Здесь же творил и великий Роберт Джонсон – тот самый, что продал душу дьяволу. «Роберт Джонсон – центральная фигура в истории блюза XX века, – говорит Питер Ашофф, профессор университета Миссисипи. – Взяв лучшее из того, что было создано до него, он придал блюзу современную форму. Правда, лишь одна его пластинка – «Blues Terraplane» – заслужила признание при жизни музыканта».

В 1920-х годах на волне массовой миграции афроамериканцев в города в поисках работы начал формироваться классический или городской блюз. Сначала это было в Мемфисе, потом в Чикаго. «Чикагский блюз – это тот же «Дельта-блюз», но гораздо более жесткий, насыщенный, местами даже свирепый», – говорит Питер Ашофф.
br>В 30-х годах Билл Брунзи первым в полной мере слил воедино незамысловатую искренность сельского блюза и отполированную виртуозность блюза городского. В конце 40-х он также одним из первых блюзменов начал работать в формате электрического чикагского блюза. Но отцом чикагского блюза по права считается Маккинли Морганфилд, прославившийся под псевдонимом Мадди Уотерс.

«В списке ста самых влиятельных артистов всех времен, составленным журналом Rolling Stone в 2004 году, Мадди занимает семнадцатое место, – говорит Ашофф. – В Музее Дельты бережно хранят макет дома музыканта, где были сделаны его первые записи. Есть здесь и восковая фигура музыканта».

Другой легендарный блюзмен Б.Б. Кинг тоже начинал с «блюза Дельты». Среди инструментов, подаренных музею целой плеядой известных музыкантов, есть его гитара «Люсиль», изготовленная Билом Гибсоном. В начале 50-х годов Б.Б. Кинг создал целую вереницу хитов ритм-энд-блюза, и по сей день он остается королем этого жанра. «Б.Б. Кинг больше, чем кто- либо другой из исполнителей, сделал блюз неотъемлемой частью американской культуры», – считает Ашофф.

Небольшая студия грамзаписи Sun Сэма Филлипса в Мемфисе стала подлинной фабрикой талантов в жанрах кантри-н-вестерн и ритм-энд-блюз. Здесь записывались и первые музыканты «блюза Дельты». «Однажды в студию вошел молодой человек, чтобы записать песню ко дню рождения матери, – рассказывает Питер Ашофф. – Он был шофером грузовика, и звали его Элвис Пресли. Так что эта студия была повивальной бабкой рок-н-ролла, родившегося из блюза и музыки кантри американского Юга».

Элвис Пресли благодаря своему огромному таланту и обаянию смог преодолеть предвзятое отношение белых американцев к блюзу как к исключительно негритянской музыке. С расовой сегрегацией в музыкальной индустрии было покончено. Сегодня музыка дельты Миссисипи звучит во всех уголках света. Блюз стал международным явлением. И его поклонники ежегодно съезжаются в Кларксдейл на фестиваль.

Поговорка «Блюз – это когда хорошему человеку плохо» здесь полностью теряет смысл, поскольку, когда звучит блюз, в Кларксдейле всем хорошо.

XS
SM
MD
LG