Линки доступности

Опасные игры


За год до своей смерти барон Пьер де Кубертен, основавший в 1894 году современное олимпийское движение, растроганно заявил, что дело его жизни выполнено. Учитывая, что барон скончался в 1937 году, легко догадаться, что заявление было сделано по поводу одной из самых позорных Олимпиад, в нацистском Мюнхене.

Это заявление можно попытаться отмести как печальный курьез, но на самом деле истины в нем больше, чем может показаться на первый взгляд. Как пишет в журнале Foreign Policy профессор Техасского университета в Остине Джон Хоберман, нацистские Олимпийские игры были скорее типичными, чем исключительными.

Устроители часто и охотно идут навстречу деспотическим режимам в ответ на их посулы и угрозы. Можно еще вспомнить московские игры 1980 года, когда Советский Союз пригрозил комитету выходом из олимпийского движения. Или сеульские, решение о которых было принято в 1981 году, через год после массового расстрела авторитарным правительством этой страны студенческой демонстрации. Или в Мехико, где армия расстреляла протестующих уже в ходе самих игр.

Практически все доводы, приводимые в защиту игр, фиктивны или даже категорически лживы. Они никак не способствуют ни демократизации, ни правам человека. Москва в 1980-м была вымершим городом, из нее эвакуировали – во избежание контакта с возможной крамолой – значительную часть населения, многих выдворили силой. Гитлер в свое время пошел на уступки комитету и снял в некоторых местах Берлина антисемитские лозунги, но репрессии по стране продолжались.

Китай в порядке подготовки к своему «триумфу воли» затягивает гайки в Тибете, выселяет неугодных из Пекина и арестовал полсотни инакомыслящих. Правда, выделено несколько мест подальше от центра для демонстраций протеста, но, судя по духу подготовки, демонстрантов будут назначать партийные комитеты.

Сторонники Олимпийских игр жалуются, что протесты против них политизируют спортивные состязания, но эта жалоба затрагивает лишь одну сторону. Правительства стран-устроительниц политизируют игры всегда, в той или иной мере, и деспотическим режимам это удается успешнее всех. Вполне возможно, что Китай на этот раз получит самое большое количество медалей, хотя цена этих медалей известна не слишком широко. Недавно Национальное публичное радио США передало серию программ о подготовке спортсменов в Китае. Их там держат с детства в фактическом рабстве, тренируют на износ, а затем выбрасывают на улицу абсолютно неподготовленными к «гражданской» жизни.

Тут еще надо сказать пару слов о патриотизме. Вполне можно понять, что спортсмен, добившийся высшего успеха, салютует своему флагу и гимну. Но когда это делает фактический раб режима, обязанный ему абсолютно всем, выигрыш спорта и духа состязания сомнителен.

Один из главных пороков олимпийского движения — коррупция. Она носит не спорадический, а постоянный характер, хотя редко достигала такого скандального пика, как при Антонио Самаранче, испанском фашисте, в чьем комитете заседали уголовные преступники. У коррупции есть и другая сторона — допинг. Самые строгие попытки с ним бороться постоянно наталкиваются на все новые успехи мировой фармакологии.

Надо сказать, что идеального олимпийского движения, которое пытался возродить де Кубертен, никогда не существовало. В Древней Греции оно было таким же коррумпированным и подверженным давлению властей, как и сегодня, разве что со скидкой на тогдашние масштабы.

Можно с уверенностью полагать, что сегодняшние спортивные достижения близки к естественному физиологическому пределу, человек с древнегреческих времен не изменился. Отмена Олимпийских игр, к чему сегодня уже призывают многие, оставит в выигрыше спорт, а в проигрыше деспотизм, коррупцию — и органическую химию.

XS
SM
MD
LG