Линки доступности

Выступления в Организации Объединенных Наций в защиту узников совести


В штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке состоялся круглый стол под названием «Голоса храбрых: выступления в защиту узников совести». Перед журналистами, дипломатами и представителями неправительственных организаций выступили бывшие узники совести или родственники политзаключенных из Беларуси, Бирмы, Кубы, Эритреи, Сирии и Узбекистана. Это мероприятие было организовано миссией США при ООН.

В прошлом месяце 64 государства-члена ООН, включая Соединенные Штаты, подписали Декларацию об узниках совести, взяв на себя обязательства добиваться освобождения политзаключенных и сделав это приоритетным вопросом в отношениях с другими странами. Открывая круглый стол, американский дипломат Вэнс Макмэн отметил: «К сожалению, по прошествии 60 лет после подписания Всеобщей декларации прав человека мы видим множество примеров того, как в разных странах мира правительства бросают в тюрьмы своих политических оппонентов и принуждают к молчанию правозащитников. Узники совести томятся в тюрьмах, находятся под домашним арестом, и во многих случаях содержатся в условиях, угрожающих их жизни».

За каждым нарушением прав человека стоит человеческая трагедия, касающаяся не только самого узника совести, но и его родственников. Санджар Умаров был арестован в октябре 2005 года, вскоре после того, как он стал одним из основателей «Солнечной коалиции», призывавшей к диалогу между оппозицией и правительством Узбекистана. Он был одним из видных узбекских бизнесменов, поддержавших оппозицию после кровавых событий в Андижане.

Санджар Умаров был осужден за экономические преступления и приговорен к десяти с лишним годам тюремного заключения. Родственники доктора Умарова, проживающие ныне в США, и правозащитники называют его политзаключенным и опасаются за его жизнь.

«Последний раз родственники навещали папу на прошлой неделе, – сказал Гуламбек Умаров, сын Санджара. – Во-первых, он потерял половину своего веса. У него рост 1 м 80 см при весе 60 кг. Это ужасно! Он явно был подвергнут пыткам. Он боится что-то говорить, и вообще непонятно, насколько он адекватен. То есть что они хотят сделать? Сначала сделать из него овощ, а потом выпустить? Как вообще режим, который заявляет о приверженности демократии и о главенстве закона… Как у нас такие вещи могут продолжаться?!»

На днях жена и дети Санджара Умарова направили письмо президенту Узбекистана Исламу Каримову с просьбой проявить снисхождение и милосердие: «Я очень надеюсь, что президент Каримов услышит наш крик души и выпустит всех узников совести, включая моего отца», – сказал Гуламбек Умаров в миссии США при ООН.

Льву Толстому принадлежат слова о том, что «каждая семья несчастна по-своему». Сегодня, перефразировав классика, мы можем сказать, что каждое гражданское общество в отдельно взятом авторитарном государстве несчастно по-своему. И борьба с автократами принимает разные формы. Выступая на форуме, кинематографист и правозащитник из Беларуси Раиса Михайловская призывала усилить давление на президента Александра Лукашенко. «Совместные скоординированные усилия США и Евросоюза, их бескомпромиссные, твердые позиции, – сказала она, – могли бы заставить правительство Лукашенко пойти на серьезные уступки и решить проблему узников совести навсегда».

Гуламбек Умаров считает, что по отношению к Узбекистану давление и изоляция неэффективны. Как и его отец, он призывает к диалогу с властью: «Узбекистан испытал на себе изоляцию с 2005 года, после трагических событий в Андижане. Практика показала, что изоляция в условиях Узбекистана не работает. За это время местные правозащитные организации, точно так же, как и активисты, поборники демократии и реформ, – они просто остались наедине с режимом. К сожалению, у нас больше прислушиваются к западным организациям и странам, чем к собственному народу. Поэтому за время изоляции ситуация с правами человека в Узбекистане еще более ухудшилась. Узбекистан – это не Беларусь, и подход, соответственно, должен быть другим».

Слушая трагические истории узников совести из Бирмы, Эритреи или Сирии, Гуламбек Умаров тем не менее приходит к следующему выводу: «Если мы не будем работать вместе, не будем привлекать внимание к узникам совести, мы далеко не уйдем. У нас в странах будут продолжаться элементарные нарушения прав человека, пытки. Поэтому нужно работать, продолжать освещать все эти проблемы. Иначе это никак не решишь».

XS
SM
MD
LG