Линки доступности

Публичная дипломатия США и борьба идей


Во вторник в Пресс-центре для иностранных журналистов состоялся брифинг на тему «Публичная дипломатия США и борьба идей». На брифинге выступил Джеймс Глассман, заместитель государственного секретаря США по публичной дипломатии.

В начале своего выступления он напомнил, что публичная дипломатия – это важнейшая элемент политики государства. В отличие от дипломатии в традиционном ее понимании, субъектами которой выступают официальные представители, публичная дипломатия нацелена на общественность. Публичная дипломатия осуществляет свою миссию за счет расширения взаимопонимания между народами, их большей информированности. Влияние на общественное сознание – это ее главная функция.

«Во времена “холодной войны”, – сказал Глассман, – публичная дипломатия медленно, но верно набирала силы. Тогда ее рупором были “Конгресс за свободу культуры”, Радио “Свобода” и “Голос Америки”. Однако, начиная с 90-х годов, пошел процесс одностороннего сворачивания оружия пропаганды».

События 11 сентябри изменили расклад сил. По мнению Джеймса Глассмана, самым серьезным вызовом для публичной дипломатии стала «борьба идей»: «Наша цель – ослабление грозящих Америке и другим странам опасностей со стороны воинствующего экстремизма и распространения оружия массового уничтожения».

Однако это не означает, что традиционные методы дипломатии, такие, как студенческие и культурные обмены, отходят на второй план. Так, за последние 7 лет по обменным программам в США побывало около 600 тысяч студентов, сотни американских экспертов из различных областей участвовали в конференциях и семинарах во многих странах мира.

«Современная борьба идей сфокусирована на контртерроризме, – сказал Джеймс Глассман. – В соответствии с нашей национальной стратегией в долгосрочной перспективе победа над террором будет зависеть от исхода борьбы идей. В конечном итоге победа будет за теми, чья идеология окажется сильнее».

По некоторым оценкам, отметил докладчик, борьба идей поглощает 80-90% всех средств, выделяемых на противодействии террору.

«Используя различные инструменты публичной дипломатии, мы хотим разорвать связь между такими группами, как Аль-Кайда и ее традиционной аудиторией, – указал Глассман. – “Борьба идей” не преследует цели традиционной дипломатии, такие, как завоевание симпатии иностранной общественности или создание достоверного имидж нашей страны. “Борьба идей” направлена на то, чтобы неприязнь и повседневное недовольство Америкой и ее союзниками не переросли в воинствующий экстремизм».

Следует признать, что внутри мусульманского мира идет сложная борьба за власть, и это влияет на политику США, сказал далее Глассман. Но, как бы то ни было, Америка отказывается принимать мир, в котором насилие может использоваться для достижения политических, религиозных или социальных целей: «Для того, чтобы противостоять идеологии, оправдывающей и допускающей насилие, необходимо показать истинное лицо экстремизма, чтобы люди смогли увидеть, насколько отвратительна и кощунственна сама его сущность. Для этого нам нужно содействие частного сектора и его технологий создания социальных сетей. Людей следует заинтересовать конструктивными делами – это просвещение, спорт, культура, бизнес, религия, политика и экономика. Необходимо помнить, что свобода не может быть навязана извне, она должна быть выбрана самим народом».

Далее Джеймс Глассман подчеркнул, что “борьба идей” не должна ограничиваться Ближним Востоком, Латинской Америкой или Африкой. Она должна охватывать также Южную и Центральную Азию, Европу, а также вообще все густонаселенные регионы мира, которые могут быть восприимчивы идеям экстремизма, независимо от того, проживают там мусульмане или нет: «Те, кто вовлечен в борьбу идей, знают, что до победы далеко. Среди мусульманских народов примерно четверо из пяти человек верят, что США и другие страны Запада пытаются уничтожить ислам, заменив его христианством».

Это широко распространенное мнение, продолжал Глассман. Поэтому борьба против воинствующего экстремизма пока не находит широкой поддержки. Однако следует помнить, что «задача публичной дипломатии XXI века – довести до мира образ Америки как доброй и сострадательной нации. Это важная составляющая современной идеологической борьбы, в которую должны со временем включаться наши единомышленники в странах, подверженных экстремизму, и наша задача – это им всячески содействовать. В этой борьбе идей важнейшим является создание условий, враждебных воинствующему экстремизму. Это наша неотложная задача».

В заключение Джеймс Глассман ответил на вопросы журналистов. Завершающим аккордом брифинга стали его слова о том, что борьба идей направлена против существующей воинствующей идеологии насилия, а не против отдельных террористов. Поэтому, например, захват или ликвидация Усамы бин Ладена не будет означать, что борьба закончена. Борьба идей – это затяжной и сложный процесс.

XS
SM
MD
LG