Линки доступности

Messenger глядит на Меркурий


Меркурий, ближайшая к Солнцу планета, до сих пор исследована довольно плохо. Он настолько мал и так сильно тонет в солнечном блеске, что земные телескопы немногое позволяют разглядеть на его поверхности. Орбитальный телескоп Хаббл на эту планету никогда не смотрел и смотреть не будет, поскольку при неточной наводке солнечные лучи могут сильно повредить его приборы. Поэтому для ее изучения нужны космические аппараты, но посылать их туда очень непросто. В двадцатом столетии там побывал только американский зонд Mariner-10, который сфотографировал примерно 45% его поверхности.

3 августа 2004 года НАСА отправило к Меркурию автоматическую станцию Messenger, которая 14 января этого года приблизилась к планете всего на 200 километров. Станция еще дважды вновь пройдет мимо Меркурия, а 18 марта 2011 года превратится в его спутник. Тогда ее приборы приступят к стабильной работе, однако они не бездействуют и на пролетах. Уже на первом сближениисделал 1200 фотоснимков, которые впервые позволили разглядеть с близкого расстояния еще 21% площади Меркурия. Корабль также прислал результаты измерений параметров солнечного ветра, напряженности магнитного поля Меркурия и состава его атмосферы.

4 июля журнал Science поместил подборку из 11 статей, в которых подведены научные итоги первого пролета. Их комментирует в эксклюзивном интервью руководитель геологической части программы «Мессенджера» заслуженный профессор университета Брауна Джеймс Хэд.

Алексей Левин: Джим, я знаю, что сегодня Вас атакуют журналисты, так что я очень признателен, что Вы нашли время и для нас.

Джеймс Хэд: Напротив, мне очень приятно дать интервью именно Русской службе «Голоса Америки». Я уже много лет работаю вместе с российскими исследователями космоса и постоянно бываю в России.

А.Л.: Чем обогатил планетологию первый пролет «Мессенджера» мимо Меркурия?

Д.Х.: Весьма многим. Теперь можно с уверенностью сказать, что поверхность планеты формировалась под сильным воздействием вулканической активности. Мы это подозревали и раньше, но не имели убедительных доказательств. На новых снимках Меркурия четко видны структуры, которые, вне всякого сомнения, имеют вулканическое происхождение.

Другой важнейший результат связан с происхождением магнитного поля Меркурия. Само его существование не новость, его впервые измерил еще «Маринер-10». По структуре магнитное поле Меркурия похоже на земное, только в 100 раз слабее. Новые данные свидетельствуют о том, что Меркурий, подобно Земле, скорее всего, имеет жидкое внешнее ядро, которое в основном состоит из железа. В этом ядре циркулируют потоки заряженного вещества, которые действуют в качестве генератора меркурианского магнитного поля. До сих пор многие планетологи полагали, что ядро планеты давно отвердело, и магнетизм сохранился только в ее коре. Мы также теперь точно знаем, что Меркурий постепенно сжимается из-за остывания своих недр. Это сжатие оставляет характерные следы на поверхности планеты, которые отлично видны на новых снимках.

А.Л.: Итак, Меркурий оказался куда более активной планетой, чем считалось раньше?

Д.Х.: Несомненно. А это означает, что его изучение принесет еще много неожиданностей.

А. Л.: И Вы по-прежнему будете в нем участвовать?

Д.Х.: Обязательно. Я ведь по образованию геолог, только не земной, а космический. Космонавтикой я заинтересовался еще школьником, когда слушал по коротковолновому приемнику радиосигналы первого спутника. Это увлечение и привело меня в планетологию. Вероятно, оно же со временем побудило меня активно сотрудничать с российскими учеными.

А. Л.: А в чем это выражается?

Д.Х.: Я уже лет 25 работаю вместе с учеными из Института космических исследований и Института имени Вернадского. Мы каждый год устраиваем симпозиумы здесь в Америке и в Москве, которые очень способствуют развитию планетологии. И это просто замечательно.

А.Л..: Ну что же, будем ждать новых результатов с «Мессенджера».

Д. Х.: Конечно. И я буду рад Вам о них рассказать.

XS
SM
MD
LG