Линки доступности

Гарри Каспаров: «Мы считаем, что сейчас надо работать на позитив»


Российская оппозиция почти не имеет доступа к средствам массовой информации своей страны. Поэтому те, кто не согласен с политикой властей России, охотно идут на контакт с корреспондентами зарубежных изданий. Не стал исключением и лидер Объединенного Гражданского фронта Гарри Каспаров, ответивший на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки» во время недавнего съезда Всероссийского Гражданского конгресса. Впрочем, речь шла не столько о делах текущих, сколько о некоторых особенностях нынешней политической ситуации в России.

Один из самых острых вопросов, волнующих российскую оппозицию – как либерально-демократическую, так и коммунистов и националистов: можно ли идти на сотрудничество с властью, и чем допустимо при этом поступиться?

Гарри Каспаров не видит в этом большой проблемы: «На самом деле Гражданский конгресс, мне кажется, уже перерос этот спор. Достаточно очевидно, что здесь как раз и собираются те, кто смотрит на него по-разному. Это – единственная площадка, на которой такие встречи возможны. Понятно, что те, кто отказывается от каких бы то ни было контактов с властями, или считают ее нелегитимной, – то им дорога в Национальную ассамблею. А те, кто хочет любой ценой участвовать в выборах, те, кто считают, что сегодня главное – это угодно договориться с властью и получить какую-то бумажку о регистрации и надежду где-нибудь позаседать – им в руководство «Яблока».

«А Гражданский конгресс – это как раз та структура, которая объединяет самые разные организации, и здесь можно встретить и представителя партии «Яблоко», и членов Национальной ассамблеи. И вот в этом, мне кажется, есть смысл сохранения такой площадки. Потому что мы считаем, что сейчас все-таки надо работать на позитив. И тот спор, который почти развалил Гражданский конгресс на прошлом съезде, – он, мне кажется, уже изжил себя. И то, что подавляющее большинство, примерно 80% членов и руководство конгресса, решило сохранить себя в этом процессе, – это, мне кажется, свидетельство того, что позитив перебарывает это идеологическое противостояние».

Недавно по телеканалу «НТВ» была показана передача, авторы которой обвиняли лидера ОГФ в том, что он является «агентом влияния» других государств и продает интересы своей страны за золото и валюту. Получается, что на словах власти называют оппозиционеров «маргиналами», а на деле применяют к ним жесткие меры. То есть – боятся?

Гарри Каспаров призывает отделять слова властей от их действий: «Это оппозиция вынуждена больше говорить, хотя и у нас тоже возможны действия. И понятно, что даже в оппозиции, когда вы делаете какие-то заявления, вы должны подкреплять их своей решимостью. Если вы призываете людей выходить на улицу, вы должны идти вместе с ними. Если вы говорите о том, что вы в оппозиции к власти, то вы должны делать какие-то вещи, четко фиксирующие свое положение».

«Но с властью все обстоит гораздо проще. Слова, которые сотрясают воздух, не являются критерием действия властей. Но есть конкретные шаги, направленные на ликвидацию свободного демократического пространства. На жесткий прессинг оппозиции, на поддержку пропагандистской машины, которая занимается шельмованием, причем в таком старом советско-кагебешном духе. Это и есть на самом деле та атмосфера, в которой работает оппозиция. Почему это происходит? Потому, что власть боится того, что с оппозицией придется вести какой-то содержательный спор. А сказать властям нечего! Понятно, что подобная, с позволения сказать, телевизионная пропагандистская продукция появляется, когда власть понимает, насколько шатки ее позиции в случае нормального политического процесса».

«Кроме того, понятно, что подобные пропагандистские «наезды» не являются единственным оружием в арсенале властей. Естественно, работают судебная машина, прокуратура, следователи, ОМОН… То есть задача власти сегодня – поддержать атмосферу страха в обществе. Потому что слишком много людей недовольны тем, что происходит в стране на фоне этого дождя нефтедолларов. Объективно происходит ухудшение условий жизни для огромного числа людей. И поэтому сохранение этого генетического, унаследованного еще с времен СССР страха для сегодняшнего режима является ключевым условием своего выживания».

На вопрос, будет ли он подавать в суд на авторов фильма, показанного на канале НТВ, Гарри Каспаров ответил, что приведенные там факты столь абсурдны, что опровергать их так же тяжело, как и доказать их подлинность. И выразил надежду, что ни один здравомыслящий человек не поверит подобным пропагандистским клише, а будет полагаться на доброе имя лидеров российской оппозиции.

XS
SM
MD
LG