Линки доступности

Весь мир насилья


Безумный убийца, расстрелявший студентов в Виргинском техническом университете, по слухам увлекался компьютерными играми, изобилующими сценами насилия. То же самое известно о школьниках, учинивших резню в Колумбайне, они тоже вплотную интересовались этим жанром. И так далее, список можно продолжить.

Отсюда вывод: виртуальное насилие ведет к реальному. Этот вывод давно сделан, на играх с повышенным содержанием насилия выставлены предписанные законом предупреждения, а видные политические деятели, в том числе Билл Клинтон, его супруга Хиллари и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, горячо поддерживают дальнейшее закручивание гаек, обретая, таким образом, поддержку встревоженных родителей.

Люди, интересовавшиеся исторической статистикой, отмечают неувязку: случаи насилия в американских школах в XIX веке, в том числе с применением огнестрельного оружия, бывали в целом чаще, чем в XX. Вот только ни компьютерных игр, ни кино с эпизодами насилия тогда не было.

Одна из самых распространенных ошибок в логике формулируется так: «после этого — не значит вследствие этого». Если вы задержались на работе, и пошел дождь, то он пошел не потому, что вы задержались на работе, даже если такая последовательность повторилась несколько раз.

Попытки выявить зависимость между пристрастием к играм и фильмам, изобилующим насилием, и проявлениями этого насилия в жизни до сих пор не давали убедительного доказательства существования такой зависимости — естественнее предположить, что именно склонность к насилию побуждает некоторых реализовать ее, так сказать, «на макетах», что скорее надо бы приветствовать, чем запрещать.

Более того, нет никаких оснований полагать, что если у подростков с природной склонностью к агрессии и асоциальному поведению отнять компьютерные игры, они примутся играть с Барби, и их кровожадные инстинкты будут подавлены.

Такие исследования в любом случае проводить нелегко, но Билл Блейк в статье, опубликованной в журнале Chronicle Review, предлагает простой способ эксперимента на себе. Поиграйте в течение долгого времени в игру Grand Theft Auto IV, одну из самых осуждаемых, а затем выйдите на улицу и дайте себе ответ как на духу: хочется ли вам угнать машину или, к примеру, приобрести гранатомет и разнести все окружающее в пыль?

Еще более разительным примером может послужить порнография, в которой видят корень чудовищных сексуальных преступлений. Порнография существовала всегда, но в былые времена строже преследовалась законом и церковью, да и средства ее распространения были довольно скромными. Сегодня объем ее сбыта огромен. К примеру, продажа порнографических DVD стоит на первом месте среди всей кинопродукции. По логике цензоров, женщине или ребенку сегодня просто нельзя было бы выйти на улицу без охраны.

Хорошо, пусть так, и пусть все меры предосторожности – пустая перестраховка. Но что, собственно говоря, дурного в том, что политики потакают обеспокоенным родителям и чинят препятствия сбыту продукции, в любом случае не имеющей высокой моральной ценности?

Прежде всего, это посягательство на личную свободу граждан, и хотя в какой-то степени такие ограничения со стороны государства неизбежны, сегодня они распространяются не только на курение, которое причиняет вред окружающим, но и на диету, которая предположительно вредит лишь самому субъекту. Кто может поручиться, что завтра нас не станут штрафовать за лишнюю чашку кофе и за уклонение от предписанной утренней гимнастики?

Такое патерналистское поведение со стороны государства унизительно, но еще оскорбительнее его мотивы. Политики, надо полагать, не считают, что они сами, наигравшись в Grand Theft, пойдут громить округу. Но они, видимо, допускают, что существует некая низшая разновидность людей, подверженных этому соблазну.

XS
SM
MD
LG