Линки доступности

Перед спуском шлюпок


В каждом споре есть как минимум две стороны. Проигрывающую легко определить даже тому, кто не слишком разбирается в существе вопроса, по методам, к которым она прибегает. Тот факт, что газета Wall Street Journal опубликовала статью инженер-механика против гипотезы всемирного потепления наглядно свидетельствует о том, что арсенал оскудевает.

Куда больше интереса в прессе вызвала другая публикация, доклад Национального совета США по разведке о возможных последствиях всемирного потепления для страны и для всего мира. Публикация, впрочем, секретная, но подробности стали известны из выступления председателя совета Томаса Фингара в одном из комитетов Конгресса.

Согласно докладу, США окажутся в числе стран, которые пострадают от глобального изменения климата меньше многих других; в основном, беда грозит территориям и городам, расположенным на океанском побережье. В целом, США вначале даже выиграют, поскольку смогут увеличить свою сельскохозяйственную продукцию.

Серьезные последствия будут носить глобальный характер. Целый ряд правительств, особенно в бедных странах, не будет в состоянии совладать с бедствием, резко увеличится общее число беженцев, возрастет террор. Эти последствия вторичного характера затронут и богатые страны, включая США, и будут, судя по всему, куда более серьезными, чем прямые результаты всемирного потепления.

Фингар подчеркнул, что доклад, в отличие от других подобных публикаций совета, основан не на твердых фактах, а на предположениях. Реакция на доклад в Конгрессе разделилась по партийному признаку: демократы, в основном, восприняли его положительно, республиканцы — прохладно.

Несмотря на то, что администрация президента Буша в последнее время приняла гипотезу всемирного потепления и согласилась с необходимостью превентивных мер, многие представители правого крыла республиканской партии, чью позицию отражает редакционная страница Wall Street Journal (WSJ), до сих пор не могут с этим смириться. Джеймс Кериан, упомянутый выше инженер-механик, именует науку о всемирном потеплении «желтой», по аналогии с методами журналистики газетных магнатов XIX века Херста и Пулитцера, и утверждает, что ее выводы нельзя подтвердить экспериментально.

Климатология, как легко понять, вообще не очень приспособлена к постановке экспериментов, за исключением компьютерного моделирования. К тому же я, надо полагать, еще менее квалифицирован судить, кто прав, а кто виноват, чем Джеймс Кериан. Но на моих глазах многие из ведущих научных журналистов, долгое время относившиеся к гипотезе всемирного потепления скептически, в последние годы изменили свое мнение на противоположное. Возможно, Кериана и редколлегию WSJ все-таки убедят факты, но когда это произойдет, принимать эффективные меры будет несколько поздно.

Лично меня во всем этом споре волнует скорее не его существо, а сам подход. Согласно большинству прогнозов, в том числе и упомянутому докладу, богатые страны, включая США, пострадают от всемирного потепления меньше, чем бедные. Произойдет это, конечно, не в силу географического жребия (хотя и этот фактор действует, чему свидетельство — Бангладеш), а именно в силу богатства и бедности. Богатые страны обладают достаточными ресурсами, чтобы успешно противостоять бедствию.

Всемирное потепление может обернуться реальностью, а может и нет. Экстремальные меры, рекомендованные к его предотвращению, негативно отразятся на богатстве богатых, а бедных наверняка сделают еще беднее. А если вспомнить сомнительный успех Киотского соглашения, то не очевидно ли, что прежде, чем авансом спускать на воду шлюпки, лучше все-таки попытаться укрепить снасти — и не только свои собственные? На это даже у WSJ вряд ли найдутся возражения.

XS
SM
MD
LG