Линки доступности

Дилемма российского предпринимателя: взятка или тюрьма?


[Оставьте свой комментарий к этой статье. Кликните на линке [Добавьте комментарий]внизу этой страницы и поделитесь с нами вашим мнением.]

Предприниматели процветают в обстановке власти закона, беспристрастного контроля судов над исполнением хозяйственных договоров и урегулированием коммерческих споров. Но Россия, как заявил президент Дмитрий Медведев, страдает «правовым нигилизмом». Жертвой этого явления стали два российских бизнесмена.

В мире высок спрос на силикон – материал, известный своей устойчивостью к коррозии, широко применяющийся в производстве медицинской техники, самолетов, домашней утвари.

Средних размеров московская компания СОФЭКС занимается поставками силикона и других химических материалов на отечественный рынок с 1991 года. Оборот ее достигает 30 миллионов долларов в год, четверть его составляет прибыль. Директор СОФЭКСа Алексей Процкий уверен, что если бы не обременительные требования отчетности, дела у фирмы шли бы еще лучше. «Лишние бумаги, – считает он, – это отвлечение времени и снижение производительности труда для менеджера».

Сегодняшние российские чиновники – это не персонажи гоголевского «Ревизора», над ними не посмеешься. По оценкам Интерфакса, бизнесмены ежегодно «отстегивают» бюрократам в виде взяток порядка 33 миллиардов долларов. Руководители СОФЭКСа не берутся оценивать глобальные цифры, но они знают, что «непроплаченный» чиновник, вымогающий взятку, может легко зарубить выдачу лицензии на ведение коммерческой деятельности.

Два года назад финансовый директор СОФЭКСа Яна Яковлева провела семь месяцев в тюрьме за нежелание уступать чиновничьему шантажу. Вот что она говорит об изъянах бюрократической системы:

«Есть такая галочно-палочная система. То есть за каждую галочку, за каждое возбужденное дело или за закрытое предприятие чиновник получает оценку своей эффективности».

Яковлева и Процкий пострадали также от коррумпированных агентов ГКПН, которые упекли их за решетку по сфабрикованному обвинению. А провинилась фирма в том, что отказалась незаконно производить растворитель, используемый в изготовлении наркотических средств. У прокуратуры нет стимулов закрывать дела из-за отсутствия состава преступления, констатирует Яковлева:

«Это не является его функцией – разбираться. Его функция – как можно больше показать свою эффективность. А эффективность его как раз заключается в количестве утвержденных дел, дел, доведенных до суда, и дел с обвинительными приговорами».

Яковлева и Процкий перепробовали пять разных адвокатских бригад, прежде чем нашли защитника, готового отстаивать их невиновность, нежели, как обычно, договариваться с прокурором во внесудебном порядке. А пока продолжалась тяжба, фирму на себе тянули восемьдесят рядовых сотрудников СОФЭКСа.

Видный российский правозащитник Людмила Алексеева, основавшая в 1976 году Московскую Хельсинскую группу, рассказывает о повсеместной практике преследования невиновных бизнесменов:

«Наш бизнес по-прежнему рэкетируется, но теперь уже не бандитами, а со стороны чиновников и правоохранительных органов. И это гораздо опаснее для бизнеса, для риска ареста, чем в 90-годы, когда это были бандиты и когда можно было обратиться к правоохранительным органам за защитой.

А если правоохранительные органы и официальные чиновники рэкетируют бизнес – то интересно, к кому обращаться бизнесмену за помощью, если его незаконно арестовывают только потому, что хотят или присвоить его бизнес, или получить от него большую взятку?»

Яковлеву и Процкого оправдали; на их защиту встали российские химики, убедившие власть в безосновательности обвинений, предъявленных бизнесменам. Профессионалы понимали, как пагубно отразится на отечественной промышленности криминализация химических элементов, содержащихся в краске, клее, даже в лаке для ногтей.

Алексей Процкий вспоминает в этой связи недоброй памяти советское «телефонное право»: «Люди не верят в правосудие, люди не верят в то, что они могут объединиться и дать отпор. И в нормальной ситуации этого бы не произошло – достаточно предпринимателям собраться и объединить усилия, чтобы любой такой чиновник был наказан. Потому что возможности-то у них есть, но они разобщены».

Отсутствие независимых судов плохо не только для бизнеса, но и для высшего руководства страны, поскольку произвол мелких и средних чиновников, не сдерживаемых правосудием, мешает эффективному управлению государством, заявляет Процкий.

Бизнесмен ждет от президента Медведева конкретных шагов по реализации обозначенных им правовых реформ. По словам Яны Яковлевой, России также нужны свободные СМИ, способные вывести на чистую воду преступников-бюрократов.

XS
SM
MD
LG