В среду в Государственной академической
капелле Санкт-Петербурга прошел уникальный джазовый концерт под
названием «Парад виброфонистов». Он приурочен к столетию со дня
рождения легендарного американского джазмена Лайонела Хэмптона.
В
последние 15 лет город на Неве примерял на себя множество званий:
«экономическая столица», «банковская столица», «туристическая столица»…
Самыми расхожими стали титулы «второй», «северной» и, наконец,
«культурной» столицы. Однако если отбросить вторичные прилагательные к
титулу «российская столица того-то и того-то», можно смело утверждать:
Санкт-Петербург (помимо всего остального) является одним из мировых
центров джазовой музыки. И подтверждением тому служит концерт памяти
Лайонела Хэмптона – музыканта, который доказал, что свободолюбивые
джазовые ритмы можно исполнять даже на таком «форматном» инструменте,
как виброфон.
Хэмптон был в числе первых афроамериканцев,
которые выступили перед публикой в составе биг-бэнда под управлением
белого дирижера. Это произошло 70 лет назад в нью-йоркском
Карнеги-холле. Об этом по ходу концерта в Петербургской капелле
упомянул знаменитый российский музыковед, заслуженный деятель искусств
Владимир Фейертаг. Он также с сожалением отмечает, что в силу
обстоятельств Лайонел Хэмптон ни разу не выступал ни в СССР, ни в
современной России.
«Но, видимо, Хэмптон испытывал симпатии к
России, потому что избрал для фестиваля своего имени город с названием
Moscow в штате Айдахо и был страшно горд тем, что пригласил туда
российских музыкантов. Как всегда, сначала москвичей, но в конечном
итоге туда попал и Давид Голощекин, который играл там с американскими
музыкантами», - рассказал Фейертаг .
Сам Давид Голощекин,
который сегодня руководит единственной в мире Филармонией джазовой
музыки, так вспоминает свое участие в Хэмптоновском фестивале в 2002
году:
«Хэмптон сидел в своем кресле-каталке и, конечно, уже не
играл. А я играл на его виброфоне. Мне посчастливилось играть с
великолепными музыкантами. Это - Мэлгроу Миллер на фортепьяно, Баки
Пицарелли – гитарист, старейший с совершенно колоссальным именем, Джон
Клэйтон – потрясающий контрабасист и Луис Нэш - один из лучших
барабанщиков в Соединенных Штатах и вообще современного джаза. С ними я
солировал, Лайонел Хэмптон слушал меня, и я знаю, что ему очень
понравилось, особенно когда я играл на виброфоне. Он даже сказал, что
может спокойно умирать, потому что «дело виброфона» будет жить дальше.
Оно в надежных руках, имея ввиду меня».
На фестивале своего
имени американский джазмен играл в сопровождении оркестра под
управлением петербургского дирижера Александра Чернушенко, который
выступил инициатором «Парада виброфонистов». Посетители концерта в
петербургской капелле получили уникальную возможность увидеть фрагменты
записи этого джем-сешена, а также послушать импровизации лучших
российских джазовых музыкантов на темы композиций из репертуара «короля
виброфона».