Линки доступности

Америка – страна музеев. Часть 6


В период становления американских музеев не всем удавалось уделить должное внимание представителям меньшинств. Побывав в музее, многие из них не находили предметов, рассказывающих об истории их быта, культуры, творчества. С 70-х годов прошлого века правительство США решило восполнить этот пробел и обеспечило такие музеи финансовой поддержкой федеральных агентств.

В результате этого в 1967 году были основаны Музей Анакостии в Вашингтоне, Азиатский музей имени Винг Люка в Сиэтле и Музей латиноамериканской культуры El Museo Del Barrio в Нью-Йорке.

В 1982 году у учителя чикагской средней школы Карлоса Тортолеро зародилась мечта основать музей изящных искусств Мексики. Он реализовал эту идею через пять лет.

«В этом музее мы не собираемся заново переписывать историю, говорит Карлос Тортолеро – президент музея. – Мы только стараемся говорить правду. Мы не пересекали границы США, мы уже были здесь и оказали на эту страну огромное влияние».

Музей находится в центре района Чикаго, населенного мексиканцами. Вход в него бесплатный, в нем есть радиоцентр, концертный зал, где устраиваются представления, его часто посещают дети.

Великолепные образцы мексиканского народного творчества, которые столетиями создавались по обе стороны границы, изумляют и завораживают. В фантастической мозаике на основе из пчелиного воска– более миллиона бусинок. В 2003 году ее передали в дар музею жители горной деревушки Уэчо, в которой проживают потомки ацтеков.

«Мы отобрали одну из 57 групп коренных жителей Мексики, в которой говорят на своем собственном языке: ведь у Мексики есть собственная культура», – говорит Карлос Тортолеро. Мозаика стала проектом жителей поселка Иичо. Чтобы завершить ее, они работали над ней целый год: «Мы платили жителям ежемесячно, чтобы они покупали бусинки, рис и кукурузу».

Период колониального владычества испанцев в Мексике представлен в экспозиции музея гигантским позолоченным алтарем. «Этот экспонат демонстрирует историю Мексики с древних времен, – рассказывает президент музея. – В целом же выставка рассказывает о прошлом страны, о миграции коренного населения, об испанской экспансии. Алтарь сделан из папье-маше, бумажных пакетов и газет.

Большую часть XX века коренные американцы старались избегать музеев. Однако в последние полвека именно эта община стала инициатором перемен в музейном деле. «Американцы считали, что культура коренных народов полностью исчезла, – говорит писательница Марджори Шварзер. – Антропологи собирали материал, вели раскопки. В редких случаях экспонатами были живые люди в народных костюмах, как, например, Ишииз Калифорнии, который жил в музее».

Теперь, согласно закону, вожди племен имеют право требовать возврата священных предметов и останков своих предков.

«Мы рассказываем в нашем музее о культуре людей, которые по-прежнему проживают здесь, – говорит Рик Вест из племени шайенн, основатель и директор Национального музея американских индейцев. – Это не только рассказ об их прошлом, но и об их настоящем и будущем».

«С самого начала Рик Вест понял, что если речь идет о постройке уникального музея, то необходимо спросить самих американских индейцев, какой музей им по душе», – говорит консультант музея Элани Хейман Гуриан.

Музей представляет культуру более пятисот племен США и 35 миллионов коренных жителей Центральной и Южной Америки. Именно они предложили, чтобы центральное место в музее занимали не экспонаты, а свободное пространство для проведения встреч и культурных обменов. Таким местом встреч стала ротонда.

«Суть Национального музея американских индейцев – в том, чтобы показать их восприятие мира, – считает Элани Хейман Гуриан. – Для посетителей очень важно по-новому увидеть, казалось бы, привычные вещи. Думаю, в этом и состоит уникальность музея».

XS
SM
MD
LG