Линки доступности

Чем гордятся россияне?


В середине 80-х – начале 90-х годов, когда шла резкая критика советского опыта и всего того, что привело к тогдашней экономической и политической ситуации, россияне чувствовали принадлежность к стране, но большинство граждан не видели основания ею гордиться. Социологические опросы показывают, что сейчас ситуация изменилась.

О том, насколько патриотичным является российское общество сегодня, в интервью Русской службе «Голоса Америки» рассказал социолог Борис Дубин, руководитель отдела «Левада-Центра».

Татьяна Чебышева: Борис Владимирович, каковы сегодня патриотические представления у россиян?

Борис Дубин: Представления довольно простые, грубые: патриотизм – это связь с территорией страны, в какой-то мере с ее историей, но прежде всего – с ее высокими и великими символами. Это идентификация все-таки с государством и с символами государства. Самым главным является победа в войне по-прежнему; хотя прошло уже столько лет, тем не менее это главный символ. Гражданские чувства – это когда люди гордятся не тем, что страна огромная и что в ней нефти полно, что у нее военные победы в прошлом есть, а тем, что у нее хорошо работающие институты, хорошо работающий суд, хорошо работающая конституция, хорошие дороги, устойчивая валюта. Если люди этим гордятся – мне кажется, что эти составные части патриотизма скорее говорят о современном духе, чем гордость победами, которые были много десятилетий, а то и столетий назад, огромная территория и что под ней огромное количество нефти и ее можно выгодно продать.

Т.Ч.: Аналитический центр Юрия Левады проводит опросы уже более 20 лет. По последним вашим данным, больше половины россиян считают страну великой державой. Гордятся Россией 60%. Что произошло?

Б.Д.: Основные изменения произошли за последние два года. Первое – это стало немножко лучше жить всем, даже самым бедным, не говоря о людях благополучных, а при этом всегда ситуация в стране оценивается даже лучше чем в семье. В конце 80-х – начале 90-х эта оценка была перевернута: в семье ситуация была лучше, а в стране хуже. Изменилась экономическая ситуация – и самооценка людей в связи с этим изменилась, и оценка страны. Плюс к этому было чрезвычайно сильное воздействие средств массовой информации, и это стало частью государственной официальной политики. И в этом смысле образ страны, то ли встающей с колен, то ли обретающей прежнее место в мире… Людям прожужжали все уши. Один фактор соединился с другим. И в результате мы получили такие высокие оценки гордости своей страной и оценки ее как великой державы.

Т.Ч.: Укрепляют ли патриотические чувства жителей России победы в разного рода соревнованиях, спортивные достижения нации?

Б.Д.: Все это россиянин получает по средствам массовой информации. А поскольку «телевизор» у нас так сегодня устроен, то россиянин получает это в официальной упаковке. Конечно, то, что Дима Билан выигрывает на Евровидении, Россия выигрывает тендер на проведение Универсиады в Москве, а Олимпиады в Сочи – это в официальной упаковке выглядит как победа России. И в этом смысле это символ, событие, которое должно укрепить патриотизм, гордость за свою страну, принадлежности к стране, сознание того, что все получается, мы побеждаем…

Патриотизм в России все-таки проникнут государственностью, в нем очень мало гражданского, в нем очень мало современного, он в этом смысле довольно архаичен по своей структуре, составу, по чувствам, которые он вызывает в людях. Они все немножко – эти символы и чувства – как бы сказать… не нынешнего века, и они очень уж тесно связаны с государством.
И поскольку мы знаем, что на протяжении российской истории, даже ХХ века, государство вело себя по отношению к людям самым зверским образом, то такая связь патриотизма с государством мне не кажется перспективной в гражданском смысле, в конституционном смысле, в современном смысле…

Т.Ч.: Какой россияне хотят видеть страну в будущем?

Б.Д.: Меньшинство настаивает на том, что это должна быть великая держава, мощная в военном отношении страна, которую боятся, с которой считаются. Это порядка 35%.

Процентов 60 и даже более того – просто за то, чтоб эта была просто благополучная страна, с хорошим, стабильным уровнем доходов. Если надо выбирать, то россияне выбрали бы стабильность, а не имидж великой державы с огромным вооружением и угрожающей всем странам вокруг и добивающейся, чтоб они Россию уважали и боялись.

Я бы ждал развития гражданских чувств, гордости институтами, тем, что человек реально сделал. Когда мы спрашиваем, кто такой патриот, 60% говорят, что это тот, кто любит свою страну. И только процентов 20-25% говорят о том, что патриот – это тот, кто что-то делает для своей страны, пытается сделать ее лучше, обеспечить ей лучшее будущее. И только процентов 10 говорят о том, что патриот – тот, кто говорит правду о своей стране, даже если эта правда не очень приглядная, если она горькая. Вот этот разрыв между 60-65% с одной стороны, 25% с другой и 10% с третьей очень много говорит о том, что такое патриотизм, кем он задается, какими способами и что для людей означает.

XS
SM
MD
LG