Президент России Дмитрий Медведев предложил создать новую структуру, призванную обеспечить европейскую безопасность, заменив собой НАТО и уменьшив влияние США на положение дел в Европе.
По словам нового президента, НАТО и ОБСЕ , а также Договор об обычных вооружениях в Европе, не способны обеспечить безопасность европейского континента.
Выступая на пресс-конференции в Москве, президент Медведев подчеркнул, что Североатлантический союз не может решить проблем Европы. Российский лидер заявил, что для адекватного решения проблемы европейской безопасности следует созвать общеевропейскую встречу на высшем уровне. В ней должны будут принять участие все государства континента, причем самостоятельно, не делегируя своих прав и полномочий кому бы то ни было.
По мнению независимого военного эксперта Павла Фельгенгауэра, в Москве вызывает недовольство расширение НАТО, равно как и расширение ОБСЕ, особенно после того, как ОБСЕ подвергла критике последние российские выборы, в результате которых Дмитрий Медведев пришел к власти.
Однако новую инициативу Кремля Фельгенгауэр считает мертворожденной. По его словам, она напоминает соглашение времен «холодной войны», сущность которого заключается в разделении Европы на сферы влияния. Едва ли подобное предложение вызовет интерес на Западе и тем более вызовет одобрение западных политических кругов, считает эксперт.
У России есть возможность отстаивать свою позицию перед НАТО через Совет «Россия – НАТО», отмечает Фельгенгауэр. Однако права голоса в НАТО Россия не имеет – и потому стремится создать альтернативную организационную структуру.
Об участии США и Канады в общеевропейском саммите, на созыве которого настаивает Дмитрий Медведев, речь не идет. Вместе с тем российский лидер отметил, что его страна, наряду с США, несет ответственность за поддержание глобальной безопасности.
Дмитрий Медведев выразил также сдержанный оптимизм относительно будущего российско-американских отношений и надежду на дальнейшее сотрудничество двух стран, независимо от того, кто займет станет новым хозяином Белого Дома после ноябрьских выборов.