Поскольку цены на рис стремительно растут, ученые пытаются вывести новые сорта риса, которыми можно было бы накормить больше людей, затратив при этом меньше ресурсов. Сотрудники Международного научно-исследовательского института риса считают, что для предотвращения угрозы голода миру следует больше инвестировать в исследования в области культивирования риса. Корреспондент «Голоса Америки побывал в филиппинском городке Лос Бакос.
В мире существует сотни тысяч сортов риса. Казалось бы – достаточно. Тем не менее, ученые Международного научно-исследовательского института риса пытаются вывести новые сорта этого злака. Они утверждают, что благодаря новым сортам можно будет накормить больше людей, затратив при этом меньше ресурсов.
«Последние полвека спрос возрастал, – говорит Роберт Зиглер, – численность населения увеличивалась, продолжался экономический рост - и все эти факторы привели к росту потребления продуктов питания. Но производство продуктов питания не поспевает за спросом».
Роберт Зиглер возглавляет Институт риса, расположенный на Филиппинах. Эта страна является главным импортером риса в мире и здесь потребность в увеличении производительности особенно бросается в глаза. Представители беднейших слоев населения часами стоят в очереди, чтобы купить дешевый, субсидированный государством рис.
В период Зеленой революции 60-70 годов Филиппины производили достаточное количество риса, чтобы прокормить население страны.
Но с годами рост стоимости рабочей силы, ирригационных работ и удобрений, а также низкие цены на рис привели к тому, что крестьяне перестали выращивать рис на своих участках. Как и повсюду в Азии, там, где раньше были рисовые поля, построены заводы и дома.
По словам Зиглера, лучшим решением проблемы могла бы стать вторая зеленая революция в мировых масштабах.
«Нам нужно, – говорит он, – повторить рекордный рост урожайности, который был достигнут в 80-е годы».
Но он признает, что это будет непросто. Для того чтобы поспевать за спросом, в течение ближайшего десятилетия среднегодовой урожай риса с гектара должен вырасти, по меньшей мере, на пятьдесят килограмм.
«Мы, – продолжает Роберт Зиглер, – не можем поставить себя в зависимость от расширения посевных полей, поэтому нам придется повысить урожайность на той земле, которая у нас есть. Для этого необходимо, чтобы крестьяне научились грамотно распоряжаться водой, удобрениями и своим трудом. Это также предполагает выведение новых сортов риса, пшеницы и кукурузы, с тем, чтобы при прежнем вложении ресурсов они приносили больший урожай».
Зиглер считает, что необходимо увеличить государственные инвестиции в сельское хозяйство, а международное сообщество должно уделять больше внимания исследованиям в области культивирования риса.
«Нам следует, – говорит Роберт Зиглер, – более эффективно использовать генетический потенциал риса. Нам нужно лучше разбираться в экологии рисовых полей. Мы должны понять, как создать такую ситуацию, когда ни насекомые, ни грызуны, ни болезни не могут причинить серьезного вреда растениям. Нам надо лучше понимать экологию воды и почвы. Для этого нужно вкладывать деньги в научно-исследовательскую работу».
Сотрудники института утверждают, что для продолжения научно-исследовательских работ и проведения опытов необходимо 60 миллионов долларов в год. Но бюджет института не превышает и 40 миллионов.
Зиглер и его коллеги пытаются убедить тех, кто принимает решения о выделении средств, объясняя им, что сейчас, как никогда, научные исследования являются последней линией обороны от надвигающегося глобального голода.