Линки доступности

Проблема Хиллари


На днях в США произошло знаменательное событие, из тех, которые именуют историческими вехами. Афро-американский претендент обеспечил себе номинацию на пост официального кандидата в президенты от Демократической партии. Даже если он потерпит поражение на всеобщих выборах, этого достижения уже не отменить.

В числе присоединившихся к ликованию были и консервативные республиканские комментаторы. Но сама Демократическая партия остается расколотой. Проблемой стала Хиллари Клинтон, которую до начала первичных выборов считали гарантированным кандидатом.

Получилось иначе, хотя до самого конца выборов она шла с небольшим отрывом от лидера и собрала внушительное количество выборщиков — делегатов, которые голосуют на партийном съезде за официальную кандидатуру. По всем правилам ей бы следовало теперь произнести уступительную речь, поздравить победителя и заверить его в своей поддержке на всеобщих выборах.

Но она этого не сделала. Вместо этого она призвала своих сторонников присылать ей советы, как быть дальше. Вряд ли она имела в виду советы оставить на время президентские амбиции и вернуться к работе в сенате. По общему мнению, Клинтон намерена использовать свой комплект выборщиков в качестве рычага, чтобы вынудить Обаму взять себя на пост вице-президента.

Технически в этом нет ничего, что нарушало бы право и правила, но легко предсказать, какие проблемы могут возникнуть у нового президента, если он уступит такому давлению, которое циничный наблюдатель вполне мог бы приравнять к шантажу. Обычно кандидат, не набравший достаточного числа выборщиков и претендующий на второй по значению пост в администрации, смиренно отходит в сторону, ожидая, пока кандидат в президенты объявит свой выбор.

Этот выбор, как правило, мотивируется перспективами расширения электоральной базы, и в этом смысле шансы Клинтон на вице-президентство довольно высоки. Но есть еще и другие соображения.

Роль вице-президента в правительстве — в значительной мере декоративная. Согласно расхожей шутке, она существует, чтобы было кому посещать государственные похороны. Если с президентом что-нибудь случится, вице-президент его заменяет, как это сделал в свое время Джеральд Форд, но обычно он существует за горизонтом общественного внимания. Исключением является нынешний вице-президент Дик Чейни, игравший заметную роль в кабинете Джорджа Буша, но популярности он себе этим не приобрел.

Легко себе представить, что такая женщина, как Хиллари Клинтон, с ее восьмилетним опытом пребывания в Белом Доме и явно доминантным характером, вряд ли согласится довольствоваться декоративной ролью, и это создаст серьезные проблемы для президента Барака Обамы. Можно сказать, что нынешняя силовая игра Клинтон уже стала первой такой проблемой.

Нельзя также забывать, что Билл Клинтон, популярный в прошлом президент, всегда будет рядом в никак пока не определенной функции «первого джентльмена». Ожидать, что он ограничится участием в благотворительных акциях и украшением интерьера Белого Дома, не приходится.

Хиллари Клинтон в ее действиях движет честолюбие, и мы настолько привыкли считать этот атрибут неотъемлемым для политика, что удивляемся лишь в случае, когда честолюбие выходит за некие рамки, как в данном случае.

Демократия изначально возникла именно как способ нейтрализации чрезмерного честолюбия в политиках, и в древних Афинах честолюбцам грозил «остракизм» – изгнание, высшая кара. Сегодняшняя представительная демократия создала класс профессиональных политиков, среди которых честолюбие — обычное отраслевое заболевание.

Хиллари Клинтон полезно вспомнить, что Джордж Вашингтон, один из основателей американской демократии, отказался в свое время не только от третьего срока президентства, но и от королевского престола.

XS
SM
MD
LG