Линки доступности

Людмила Алексеева: «Мы не можем не использовать самую малую возможность освободить людей, которые абсолютно невиновны»


[Оставьте свой комментарий к этой статье. Кликните на линке [Добавьте комментарий] внизу этой страницы и поделитесь с нами вашим мнением.]

Как мы уже сообщали, российские правозащитники обратились к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой помиловать граждан РФ, которые, по мнению авторов письма, являются политическими заключенными.

Обращение подписали представители Московской Хельсинкской группы, комитета «Гражданское содействие», Фонда имени Сахарова, движения «За права человека», Фонда защиты гласности и других организаций. Обращение также поддержали бывший президент Чехии Вацлав Гавел, философ Андре Глюксман, лидер СПС Никита Белых, почетный член ПАСЕ Рудольф Биндиг и бывший специальный докладчик ПАСЕ по Чечне лорд Джадд.

Помиловать предлагается физика Валентина Данилова, приговоренного к 14 годам за государственную измену и мошенничество, ученого Игоря Сутягина, приговоренный к 15 годам за шпионаж в пользу США, предпринимателя Игоря Решетина и еще трех человек, осужденных за передачу ракетно-космических технологий двойного назначения Китаю.

Президенту предлагают помиловать также всех осужденных по делу ЮКОСа: Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Василия Алексаняна, Светлану Бахмину и Алексея Пичугина. Кроме того, правозащитники просят помиловать Зару Муртазалиеву, осужденную за попытку совершения теракта в Москве, и Заурбека Талхигова, которого признали виновным в пособничестве террористам, захватившим Театральный центр на Дубровке.

Авторы письма отмечают, что это неполный список российских политических заключенных. По словам председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, в списке указаны люди, осужденные к наиболее длительным срокам заключения, а также с учетом возраста и состояния здоровья.

Директор Музея и общественного центра имени Сахарова Юрий Самодуров считает, что люди, перечисленные в списке не виноваты, и будет справедливым, если они выйдут на свободу: «В отношении этих людей суд и следствие были демонстративны, необъективны и предвзяты во время следствия и во время суда. Это можно объяснить только политическими мотивами. Только по этой причине эти люди политические заключенные. Они действительно не совершали никаких преступлений, которые им приписывают. Данилов – не шпион, Сутягин – не шпион, Решетов ничего незаконного никуда не продавал и не шпион, и так далее».

Лидер движения «За права человека» Лев Пономарев отметил, что в список не вошли другие заключенные, рассматриваемые как политические, в частности – члены коалиции «Другая Россия» и ряд предпринимателей.

В интервью Русской службе «Голоса Америки» Лев Пономарев рассказал о том, что подтолкнуло правозащитников обратиться с письмом к руководству страны: «Еще при Ельцине были отдельные политические заключенные, но тогда нам удавалось их защищать. Никитин был полностью оправдан, Пасько, который был обвинен в государственной измене, отсидел два года. Но когда пришел Путин, количество политзаключенных увеличилось, а защищать их оказалось невозможным. Мы в какой-то момент поняли, что нужно самим определять статус политзаключенных».

«Естественно, когда появился новый президент, – более того, он стал заявлять о верховенстве права, – мы просто должны были сделать этот шаг. Совершенно очевидно, что мы должны были сделать этот шаг. Верим мы в Медведева или не верим – это не имеет отношения к делу. Когда новый президент заявляет, что главное – это восстановить независимость судов, фактически признает, что у нас работает «звонок из администрации»… Раз президент признает, значит, надо исправлять эту ситуацию».

Обращаясь к господину Медведеву, авторы письма ссылаются на тексты его выступлений, призывающих к «верховенству права».

Директор Музея и общественного центра имени Сахарова Юрий Самодуров считает, что правозащитники должны обращаться с просьбой о помиловании, и это в компетенции президента: «Когда Горбачев пришел к власти, тоже ведь все считали, что никаких шансов нет, что это просто какая-то схватка, которую выиграл наиболее молодой член политбюро, который никогда ничем себя не проявил в сфере демократического движения. Медведев тоже не проявил себя в этой области. Никто не ожидал, что Горбачев может что-то сделать, а ведь Горбачев пошел на амнистию политзаключенных. Хотя понятно, что сейчас другая ситуация и другие задачи. Кто знает, что у Медведева внутри? Никогда не надо закрывать этот путь для человека до конца. Вдруг, грубо говоря, это новый Горбачев? Вряд ли, но вдруг? Никто же не знает…».

По мнению главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, «теперь у власти новое лицо. И дело не в том, насколько нынешний президент отличен от прежнего, а в том, что мы не можем не использовать самую малую возможность освободить людей, которые абсолютно невиновны».

Между тем некоторые представители общественности и правозащитного сообщества отнеслись к инициативе авторов обращения к новому президенту с некоторой долей скепсиса. Однако письмо было передано в Кремль, и в соответствии с российским законодательством ответ на него должен быть получен в течение месяца.


XS
SM
MD
LG