Линки доступности

США делают все для прямого диалога между Абхазией и Грузией


Мэтью Брайза, заместитель помощника Госсекретаря США дал эксклюзивное интервью Русской Службе «Голоса Америки» по ситуации вокруг грузино-абхазского конфликта.

Наджия Бадыкова: Ваша оценка ситуации вокруг грузино-абхазского конфликта.

Мэтью Брайза: Ситуация была достаточно напряженная еще 10 дней тому назад. Я думаю, что военное противостояние уменьшилось, однако все еще сохраняется политическая напряженность. А это, как Вы знаете, может иметь последствия и положительные, и отрицательные. Если наличие напряженности подталкивает стороны к переговорам, то это хорошо.

Н. Б.: Газета «Коммерсантъ» пишет, что существует реальный план урегулирования грузино-абхазского конфликта, и что сближение позиций Тбилиси и Сухуми произошло при активном участии США. Так ли это?

М.Б.: Я хочу поговорить о моем визите в Абхазию. В определенной степени я могут говорить официально. США делают все возможное, чтобы добиться прямого диалога между Абхазией и Грузией. Конфликт невозможно разрешить, если сами стороны не будут говорить о разрядке напряженности, о том, как стимулировать в регионе экономическое развитие и гарантировать безопасность всем гражданам - абхазцам и грузинам. Политика США достаточно ясна. Мы поддерживаем территориальную целостность Грузии. Мы также признаём и, думаю, в этом Тбилиси с нами солидарен, что принцип самоопределения должен учитываться независимо от содержания окончательного соглашения. Четкого плана, думаю, пока нет, есть набор идей, которые должны быть инкорпорированы в политическое соглашение. Как дипломат могу сказать, что желание обсуждать эти идеи у сторон есть. И мы надеемся, что Россия присоединиться к процессу как конструктивный участник.

Н.Б.: Вы надеетесь, что Россия присоединится к переговорам. Однако Россия напрямую вовлечена в конфликт. Намерены ли США и Россия координировать свои действия по содействию урегулированию грузино-абхазского конфликта?

М.Б.: Со своей стороны, мы абсолютно готовы к этому и делаем все, чтобы координировать наши дипломатические инициативы с Россией, а также с другими участниками, в частности, ООН и Францией. Многие страны могут внести позитивный вклад в достижение мирного соглашения между Абхазией и Грузией. И мы знаем, достичь решения без России невозможно. Достижение мира в Абхазии, да и в целом на Кавказе без конструктивной российской роли нереально. В России думают так же. Лидеры Южной и Северной Осетии, например, заявляют, что их граждане хотят объединения, хотя не ясно, как они пришли к этому выводу. Изменение границ – это то, что может вывести конфликт на Кавказе из-под контроля, взорвать ситуацию. Полагаю, что наши российские коллеги считают этот сценарий столь же нежелательным, что и мы.

Н.Б.: Москва обвиняет Грузию в том, что она пытается интернационализировать конфликт вокруг Абхазии и вовлечь в него Евросоюз и США. На ваш взгляд, на насколько конфликт выходит за рамки региона и необходима ли помощь США для его урегулирования?

М.Б.: Надо понять, что международное сообщество и так вовлечено в поиск решения по линии ООН-Франция. Россия участник этого процесса, как и Англия, Германия и США. Думаю, что США могут немного активнее продвигать прямые переговоры и добиваться взаимоприемлемых решений. Возможно, Россия и США будут играть роль гарантов соглашения. Международное сообщество в целом может многое сделать для обеспечения социально-экономических предпосылок мира в регионе.

Н. Б.: На прошлой неделе государственный министр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили заявил, что Грузия намерена заблокировать вступление России во Всемирную торговую организацию. В то же время США в последнее время активно продвигают вступление России в ВТО. Изменится ли позиция США по этому вопросу?

М.Б.: Мы надеемся, что Россия будут вместе с нами способствовать продвижению прямого диалога как оптимального средства разрешения грузино-абхазского конфликта. Мы надеемся, что эта проблема не будет столь актуальной для мирового сообщества. Да, мы поддерживаем вступление России в ВТО. Надеемся, что Россия завершит для этого все двухсторонние и многосторонние переговоры. В наших интересах, чтобы российская экономическая политика осуществлялась в соответствии с режимом ВТО, который не допускает наложения в одностороннем порядке санкций на торговых партнеров, как Россия сделала это с Грузией, или блокирование туннеля, который соединяет Россию и Грузию через Южную Осетию. Возможно, самый приемлемый путь разрешения всех этих вопросов - это двухсторонние переговоры между Россией и Грузией, которые откроют России двери в ВТО.

XS
SM
MD
LG