Во вторник министр обороны США Роберт Гейтс дал объяснения членам Конгресса США по поводу отказа администрации президента Буша вести переговоры с Ираном.
Обращаясь к группе сенаторов, Гейтс отметил, что вопрос о том, могут ли быть успешными переговоры с президентом Махмудом Ахмадинежадом, остается открытым.
Препятствием для переговоров с США является Ядерная программа Тегерана. Администрация Буша заявляет о готовности начать диалог с Ираном только после того, как Тегеран прекратит обогащение урана. США и их союзники обеспокоены тем, что Иран может использовать обогащенный уран для создания ядерного оружия. Иранские лидеры утверждают, что их ядерная программа предназначена для мирных целей.
Во вторник на слушаниях в Сенате законодатели задавали министру обороны Роберту Гейтсу вопросы о предварительных условиях переговоров, на которых настаивает администрация Буша. «Разве не имело бы смысла сделать первый шаг и попытаться в ходе переговоров с иранцами выяснить, чего они хотят?» – спросил сенатор-республиканец от Пенсильвании Арлен Спектер.
Гейтс выступил в защиту позиции администрации: «Главное – создать средства для достижения цели, будь то экономическое, дипломатическое или военное давление на Иран, чтобы правительство осознало необходимость переговоров с США для ослабления давления».
Вопрос о том, можно ли рассчитывать на успешные переговоры с Тегераном, остается открытым, сказал Гейтс, отметив, что при президенте Махмуде Ахмадинежаде в Иране возродился менталитет времен исламской революции.
Сенатор-демократ от Калифорнии Диана Файнстайн предложила установить контакты с верховным лидером Ирана Али Хаменеи. «В данном случае последнее слово не за президентом Ирана, гораздо важнее – верховный лидер страны, – отметила она. – Я считаю, что мы должны найти пути для ведения с ним официальных или частных переговоров. Я убеждена, что от этого зависит судьба региона».
Ранее в этом месяце, выступая в израильском Кнессете, президент Буш сказал, что переговоры с «террористами и радикалами» равносильны политике попустительства агрессии.