Не так давно весь интернет облетел документальный фильм «Фитна», снятый членом нидерландского парламента Гертом Вильдерсом. Вильдерс пытается показать, что ислам неразрывно связан с насилием. Он, в частности, приводит соответствующие цитаты из Корана и иллюстрирует их сценами террора и жестокостей.
С мусульманской стороны на этот фильм очень скоро был дан ответ. Тридцатитрехлетний саудовский блогер Раид аль-Саид поместил в своем блоге шестиминутный фильм под названием «Раскол» – ответ на нидерландский фильм, с претензией на симметрию даже в названии, поскольку «Фитна» по-арабски — «раскол». В своем фильме аль-Саид пытается полемизировать с Вильдерсом и показать, что христианство тоже неразрывно связано с насилием.
Американец Николас Шмидл, чей собственный блог публикуется на сайте сетевого журнала Slate, встретился с аль-Саидом в Саудовской Аравии. По словам аль-Саида, он вовсе не намеревался придать своему короткому фильму антихристианскую направленность. Его целью было защитить собственную религию и показать, что при достаточной недоброжелательности любую религию можно упрекнуть в кровавых помыслах и деяниях.
Аргументы Раида аль-Саида не кажутся мне до конца убедительными, но прежде чем я вернусь к этому пункту, следует заметить, что он, конечно, во многом прав. Если рассматривать историю религии на всем ее протяжении (а ислам и христианство существуют множество столетий), то на самом деле трудно судить, на ком больше вины. И даже за пределами ислама и христианства: многие полагают, что буддизм, к примеру, отличается уникальной кротостью среди мировых религий, но этим людям можно лишь сказать, что они плохо знают историю буддизма — кровопролития и насилия в ней тоже немало.
Практика выдергивания цитат из того или иного священного писания и иллюстрирования примерами из жизни может завести нас сколь угодно далеко. В Евангелиях, к примеру, гораздо чаще речь идет о любви, чем в Коране, но если обратиться к Ветхому Завету, который для христиан тоже является частью священного писания, то там хватает и призывов к насилию, и примеров его практики.
История христианства полна эпизодов, которых лучше бы не было — и крестовые походы, и религиозные войны, и массовые насильственные обращения целых народов в истинную веру. Было бы злобным начетничеством выстраивать все это в бухгалтерский список и сравнивать с аналогичным списком ислама.
К тому же ни христианин, ни мусульманин не могут быть призваны к ответу за преступления экстремистских сект этих религий. Звание христианина или мусульманина не присваивается никакой окончательной инстанцией, и нелепо возлагать на каждого верующего ответственность за любого полубезумного маньяка, уверенного, что ему было откровение свыше.
Но если мы отвернемся от многовековой истории и обратим внимание на текущее положение дел, ответ Раида аль-Саида Герту Вильдерсу уже не покажется столь симметричным. Прежде всего надо отметить, что создателям фильма «Фитна» пришлось его в конечном счете убрать со своего сайта из-за угроз возмездия (он все еще доступен на сайте YouTube, тогда как «Раскол» можно по-прежнему смотреть беспрепятственно).
Большинство западных стран, преимущественно христианских, гласно осуждает геноцид чернокожего мусульманского населения в суданской провинции Дарфур, осуществляемый арабами, хотя остановить его до сих пор не в состоянии. И точно так же был осужден, хотя и с трагическим опозданием, геноцид иноверцев-евреев христианским европейским народом. Мусульмане мира по обоим пунктам сегодня в лучшем случае молчат, и фильма о Дарфуре Раид аль-Саид пока в интернете не вывесил. А вот тут симметрия пришлась бы очень кстати.