Линки доступности

Времена и люди «Хроники текущих событий»


30 апреля 1968 года в Москве вышел первый номер «Хроники текущих событий». Это был машинописный бюллетень, на страницах которого активисты зародившегося в те годы в Советском Союзе движения против политических репрессий ставили своей задачей информировать общественность о происходящих в стране событиях. Из этого текста читатели могли узнать о преследованиях, о выступлениях в защиту гонимых, о гражданской, политической, религиозной и культурной деятельности в стране.

Основателем и первым составителем «Хроники» являлась Наталья Горбаневская, которая практически единолично подготовила первые десять номеров. Вот что, по ее словам, послужило толчком к появлению бюллетеня:

«Самиздат как широкое явление существовал к тому времени уже 12 лет. В самиздате накопилось очень много всего, большую часть занимали стихи и проза, но постепенно в нем стали появляться публицистические, информационные материалы, письма протеста. Самые первые появились еще после процесса Бродского в 64-м году, потом в 66-м после процесса Синявского и Даниэля. Но эти письма существовали поодиночке. Какие-то распространялись, а какие-то существовали в малом числе экземпляров. О лагерях в первой половине 60-х мы знали очень мало. Пока туда не попали Синявский с Даниэлем.

Даниэль приехал в лагерь и сказал: «Я-то думал, нас с Андрюшкой только двое…» А обнаружили они огромное количество народа. О лагерях мы узнали по-настоящему благодаря Анатолию Марченко и его книге «Мои показания». Лариса Богораз, вернувшись с первого свидания с Ю. Даниэлем, написала очерк об этом и о том, как выглядит лагерь. Появился очерк Валентина Мороза «Заповедник имени Берия». Вместе с книгой Марченко это дало огромную информацию о лагерях, огромное количество имен.

Лариса Богораз придумала еще такую вещь: анкеты бывших политзаключенных, в которых бы они рассказывали, в каких лагерях сидели, какие там были условия, все очень подробно, как давали свидания, какое было питание. И эти анкеты тоже давали много материала. С 65-го года в Москве начались демонстрации.

Понимаете, вот вся эта информация никуда не сходилась. Все ходили и говорили друг другу: надо бы , надо бы… И тут я ушла в декретный отпуск. И у меня появилось время. Это был 68-й год. Двадцать лет всеобщей декларации прав человека. ООН объявила этот год годом прав человека. И я поставила заголовок, который потом отпал, но не скор: «Год прав человека в Советском Союзе».

Этот заголовок был, с одной стороны, иронический: вот как выглядит год прав человека в Советском Союзе! С другой стороны, он был очень серьезным, потому что речь шла о тех, кто отстаивает эти права, о тех, кто уже сидит за то, что отстаивал эти права или еще нет, но готов сесть. И эпиграфом к «Хронике», который простоял до самого ее конца, я поставила 19-ю статью Всеобщей декларации прав человека - о том, что каждый человек имеет право на получение и распространение информации независимо от государственных границ».

Наталья Горбаневская создала особый стиль «Хроник». Он был сухой, информативный, без эмоций и без оценок. Авторы бюллетеня ставили своей задачей донести до общественности чистую информацию. Распространялась «Хроника» по принципу «из рук в руки». Читатели становились корреспондентами и распространителями бюллетеня. Активисты «Хроники» на протяжении всех этих лет подвергались систематическим преследованиям властей. Горбаневская была арестована, признана невменяемой и посажена в психиатрическую больницу тюремного типа. Она вспоминает:

«Особенно острые преследования за Хронику начались в то время, когда я уже сидела. Брали за составление и за распространение. В начале 70-х КГБ открыло специальное дело по Хронике. Они поставили цель – закрыть выпуск бюллетень. Это было очень трудное время. Гэбисты шантажировали. Вызывали людей на допросы и говорили: ‘Мы знаем, кто из ваших людей отошел от редактирования, но если выйдет следующий номер, мы будем их сажать’. Так посадили Ирину Белогородскую. Хотя они твердо знали, что она отошла от Хроники..

Я создавала выпуск Хроники каждые два месяца. Потом поняли, что это неудобно, потому что перед концом каждого четного месяца ГБ приходило с обысками всюду, где можно. Бюллетень стали издавать нерегулярно. Все материалы Хроники доходили до советских - не читателей, а слушателей - через западные радиостанции. В частности, через ‘Голос Америки’».

За 15 лет было подготовлено 65 выпусков Хроники. Это было первое неподцензурное информационное правозащитное издание в Советском Союзе.

XS
SM
MD
LG