Линки доступности

Истоки ненависти


Мохаммад Амин аль-Хусейни, муфтий Иерусалима, с 1941 по 1945 год жил в Берлине в качестве почетного гостя нацистской Германии. Одним из основных его занятий было формирование в Боснии мусульманской дивизии СС «Ханджар» – но не единственным: он также неустанно агитировал нацистское руководство распространить «окончательное решение» еврейского вопроса на Палестину.

Сейчас идут ожесточенные споры о корнях антисемитизма, распространившегося в мусульманском мире, и многие напрямую увязывают его с проблемой палестинских территорий. Но есть и другие точки зрения.

Так например, немецкий политолог Маттиас Кюнцель в своей книге «Джихад и ненависть к евреям: исламизм, нацизм и корни 11 сентября», переведенной теперь на английский язык, полагает, что мусульманский антисемитизм был прямым импортом из нацистской Германии, а муфтий — главным организатором этого импорта.

Вышла, однако, новая книга, автор которой Клаус Гензике переворачивает эту маловероятную ситуацию с головы на ноги. Книга называется «Иерусалимский муфтий и национал-социалисты». Нет, аль-Хусейни, конечно же, не прививал Гитлеру идей антисемитизма. Но в уроках от европейского учителя он тоже не нуждался.

Еще в 1920 году, когда Гитлер только становился Гитлером, аль-Хусейни, в ту пору школьный учитель в Иерусалиме, натравил арабскую толпу на евреев. За это он был приговорен британскими оккупационными властями Палестины к десяти годам заключения — заочно, поскольку вовремя бежал в Трансиорданию.

В 1933 году, едва Гитлер пришел к власти, иерусалимский муфтий прибыл в Германию выразить восхищение идеями национал-социализма и попросить содействия в решении собственной еврейской проблемы. Как ни удивительно, у немцев в ту пору энтузиазма в этой области было меньше: они полагали, что выселение евреев в Палестину может быть приемлемым вариантом, и поэтому гость был принят прохладно.

А вот в 1941 году он удостоился куда более теплого приема, в том числе у самого фюрера. Вместе с аль-Хусейни в Берлин прибыл бывший премьер свергнутого британцами иракского пронацистского правительства Гайлани, тоже нашедший здесь сочувствие.

Как пишет Гензике, нацисты сформировали специальное подразделение СС при африканской армии Роммеля, которое в случае вторжения в Палестину должно было заняться там решением еврейского вопроса, аналогичным тому, которое осуществляли на восточном фронте другие такие же части СС. По словам Джона Розенталя, пишущего в журнале Policy Review, только поражение роммелевской армии британцами во второй битве при Эль-Аламейне помешало немецким войскам осуществить эти планы.

Речь в книге Гензике идет о том, что ближневосточным антисемитам учиться у Гитлера было фактически нечему, и если их собственные планы очистки Палестины провалились, то не из-за дефицита энтузиазма, а ввиду отсутствия возможности.

Тут хотелось бы заметить, что на взгляды, подобные обсуждаемым, сегодня в Германии и вообще в Европе наложено табу, и не только законодательное, но и социальное. А вот в мусульманском мире они выражаются по сей день открыто. Если верить тем, кто видит главную причину конфликта в отношениях Израиля с населением оккупированных территорий, установление мира и образование палестинского государства должно эти проблемы решить.

Я, однако, не припомню в истории ни одного случая, когда бы политические решения были эффективным средством против антисемитизма и других форм ксенофобии. Сегодняшние единомышленники аль-Хусейни по-прежнему добиваются не урегулирования, а более радикального решения — Палестины без евреев.

Читайте также

XS
SM
MD
LG