Читинский областной суд продлил срок содержания в следственном изоляторе бывшего главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского до 2 августа. Прокуратура считает, что продление срока необходимо в связи с тем, что обвиняемому предстоит ознакомиться с большим количеством следственных материалов, и в случае условно-досрочного освобождения по первому приговору он может скрыться или помешать следствию.
Адвокаты Ходорковского и он сам считают данное решение незаконным и намерены подать жалобу в Верховный суд.
Напомним, что срок следствия по новому делу Ходорковского и Лебедева был уже продлен ранее. В настоящее время оба бизнесмена отбывают наказание по обвинению в уклонении от уплаты налогов. На этот раз их обвиняют в хищении и легализации 450 млрд рублей и 7,5 млрд долларов. Им предъявлены обвинения в хищение акций, в присвоении нефти и отмывании средств (ст.174 и ст.160 УК РФ). В прошлом году было объявлено, что следствие по этому делу уже закончено, однако пока неизвестно, когда дело будет передано в суд.
Адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант сообщил, что уже после того, как был подписан протокол об окончании ознакомления с материалами дела, имели место вбросы дополнительных материалов, и этот факт дает все основания полагать, что проводится параллельное следствие. «Втайне от нас, под прикрытием якобы других дел, с другими номерами, идет параллельное следствие по тем же самым обстоятельствам, собираются какие-то сведения, какие-то доказательства. Какие – мы не знаем, – говорит Клювгант. – Потом порциями, выгодными для стороны обвинения, вбрасываются в наше дело – под предлогом удовлетворения ходатайств так называемых потерпевших, которые давно должны были закончить ознакомление и закончили его, но вдруг как бы вспоминают о том, что они что-то забыли. Как бы просят о дополнении следствие, и следствие идет на встречу и удовлетворяет ходатайство. Таким образом происходят эти вбросы».
«Это означает, что мы, как обвиняемая сторона, фактически лишены тех прав, которые предоставляет нам закон по участию в предварительном следствии, – продолжает адвокат. – Мы не можем видеть и знать, что делает следствие, мы не можем реагировать своевременно, заявлять ходатайства, отводы, давать какие-то свои оценки действиям следствия. Мы не можем своевременно знакомиться с теми материалами следствия, с которыми нам полагается знакомиться сразу после того, как они получены следователем. Например, экспертные заключения. Нет равенства сторон, ущемляются права стороны защиты. В целом все это говорит о том, что следствие ведется с грубейшими нарушениями закона, с попранием принципа презумпции невиновности».
Между тем вопрос о территориальной подсудности в отношении Ходорковского и Лебедева так и остается открытым. Адвокаты пытаются добиться переноса следствия из Читы в Москву.
«Закон однозначно трактует этот вопрос: судебное разбирательство должно проводиться по месту совершения инкриминируемого деяния, если только – в особых случаях, с согласия всех сторон – не будет принято другого решения, – говорит Вадим Клювгант. – Я подчеркиваю: в особых случаях, с согласия всех сторон. Согласно тому обвинению, которое представлено, все инкриминируемые деяния совершены в Москве. Как он будет решен, с учетом уже всех предыдущих бесконечных нарушений, мы боимся предугадывать, и не удивимся, если будут приняты какие-то другие решения. Тем не менее законным может быть только одно решение: суд должен быть в Москве».