Линки доступности

Шедевры Уильяма Форсайта


В Нью-Йорке проходят гастроли балета Мариинского театра. Помимо произведений из своего классического репертуара артисты из Санкт-Петербурга показывают также работы двух американских хореографов – Джорджа Баланчина и Уильяма Форсайта.

И если Баланчин считается классиком XX века, то Форсайта некоторые критики уже называют классиком XXI века.

Электронная музыка голландского композитора Тома Уиллемса, с которым Форсайт сотрудничает уже много лет, столь же неожиданна для классического балета, как и хореография Форсайта.

Уильям Форсайт родился в Нью-Йорке, но уже много лет живёт и работает в Германии, где снискал репутацию новатора и стал одним из ведущих современных хореографов. Правда, ревнители классики называют его «балетным антихристом» и утверждают, что он стремится уничтожить классическую традицию.

В интервью «Голосу Америки» господин Форсайт сказал, что таких планов у него нет: «Классическую традицию уничтожить невозможно. Это историческое явление, которое превосходит по масштабу любого человека. Я люблю балет… и потому, что я его люблю, я не хочу, что бы балет превратился в музейный экспонат».

Хореография Форсайта предъявляет высокие требования к исполнителям. Говорит прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева: «Очень физически трудные вещи, конечно, он ставит. Такие движения, когда ноги, руки, выходят из суставов – это очень больно».

В то же время, по словам Вишневой, хореографический лексикон Форсайта строится на классике, которую тот досконально знает: «Всё достаточно логично и понятно. То есть, он от тебя требует действительно какие-то вещи, но ты понимаешь, откуда они берутся. Поэтому, когда я с ним работала – и сегодня то же – ты понимаешь, насколько этот человек профессионален».

Четыре года назад Уильям Форсайт приезжал в Санкт-Петербург по приглашению Мариинского театра для того, что бы поставить свои балеты. Для труппы, которая славится своим классическим репертуаром, это был совершенно новый опыт.

Тем не менее, хореограф считает сотрудничество успешным: «Я им сказал: "Не надо модернизировать балет. Танцуйте по-новому, но не нужно модернизировать балет. Да это и невозможно, и не в этом суть. Суть в том, чтобы реорганизовать балет". Я думаю, что, когда они поняли, что им не нужно становится исполнителями современного танца, а нужно лишь оставаться балетными исполнителями, но жить ежемоментно, - этого достаточно. И они поняли, что их техника более, чем адекватна. У меня – своеобразная музыкальность, которую трудно постичь, если я не покрикиваю на них каждый день - «Не так, быстрее, острее…»

Именно поэтому господин Форсайт специально приехал в Нью-Йорк, чтобы «освежить» свои «Шедевры». Но на репетиции он на танцоров не покрикивал, а вдумчиво объяснял, что он хотел бы увидеть на сцене, и те, похоже, с удовольствием с ним работали.

«Мне в классике очень тесно было,- говорит солист Мариинского театра Леонид Сарафанов, - и я был очень рад, когда в Мариинском театре были поставлены работы Форсайта. Когда они у нас появились, когда мы начали работать с ним и с его ассистентами, это был праздник. Работа была тяжёлая, но мы не уставали, потому что получали моральное и творческое удовлетворение».

Леонид Сарафанов надеется, что современный балетный язык станет родным и в России, но пока модернизация русского балета осуществляется западными артистами:

«Мастеров такого уровня, как Форсайт, в России, пока, к сожалению, нет. Есть очень много молодых перспективных хореографов российских, но… Посмотрим, у них есть все шансы, для того, чтобы достичь этого уровня. Они очень талантливы, это Алексей Мирошниченко, Кирилл Симонов…».

Кому-то после Форсайта «Баядерка» и «Шехерезада» могут показаться пресными. Другие, напротив, предпочитают классику в её первозданном виде, и именно с ней связывают брэнд Мариинки.

Американский продюсер гастролей Мариинки Сергей Данилян считает, что современные работы стали неотъемлимой частью репертуара театра: «Зритель видит на сцене тех, кто танцует и Петипа, и Фокина, и Баланчина, и Форсайта. Делают они это мастерски, что свидетельствует о том, что сегодня сформировался новый тип балетного классического танцовщика, который, получив образование в стенах Академии русского балета имени Вагановой, способен выразить себя, свои профессиональные и художественные чувства через хореографию, охватывающую почти два века».

Со своей стороны, Уильям Форсайт высоко отзывается о Мариинской балетной труппе: «Петербургские танцовщики, как и все танцовщики, хотят танцевать. Они необыкновенно сосредоточены, они готовы работать, и умеют это делать. Они умеют работать».

XS
SM
MD
LG