Линки доступности

«Несостоявшиеся государства» : как не допустить коллапса


Последняя тема, которую мы рассматриваем в серии программ о «несостоявшихся государствах», – как не допустить коллапса слабых государств.

Некоторые эксперты считают, что это можно сделать за счет раннего вмешательства путем оказания целевой помощи и дипломатического давления, с тем, чтобы помочь этим странам решить свои проблемы до того, как разразится кризис. Но критики такого подхода указывают на то, что это может привести к оказанию поддержки репрессивным режимам.

…Подразделение палестинской полиции блокирует улицу в центральной части Наблуса – гнезда терроризма и организованной преступности на Западном берегу Иордана. До недавнего времени полицейские редко появлялись в этом квартале. Но ситуация начала меняться. Правительство Махмуда Аббаса, заручившись финансовой помощью со стороны США и других государств, направило в Наблус 500 полицейских.

«Они начинают бояться: ведь полиция возвращается на улицы города, – говорит Самхар Абдо, возглавляющий инженерно-саперное подразделение наблусской полиции. – Им приходиться заискивать перед нами. Ведь за любое нарушение они прямиком отправятся в тюрьму».

Полина Бейкер возглавляет неправительственную организацию «Фонд мира», которая ежегодно публикует «Индекс несостоявшихся государств». В нем рассматриваются как причины кризиса, так и возможные пути выхода из него. Она считает, что усилия, предпринимаемые властями в Наблусе, являются прекрасным примером одного из путей восстановления стабильности: «Если бы мы были вовлечены в дела этих государств не обязательно военным, но дипломатическим или экономическим образом и – что особенно важно – способствовали установлению там верховенства закона, то многим государствам удалось бы избежать сползания в хаос».

Однако есть ситуации, когда могут сработать и военные средства. Так, Австралия недавно послала свои войска в Восточный Тимор с целью подавления беспорядков.

Вооруженное вмешательство извне порой необходимо, чтобы поставить барьер между враждующими силами, указывает помощник генерального секретаря ООН Джейн Холл Лют: «Иногда международному сообществу необходимо помочь стране создать условия, для того, чтобы люди смогли вырваться из цикла насилия и вражды».

Экономическая помощь используется для того, чтобы заставить людей вновь приняться за работу, как это произошло в Косово, где слишком долго пылал пожар войны. В частности ООН финансирует программу подготовки квалифицированных рабочих на обувной фабрике, таких, как Селвете Кокольяри. «Мои дела пошли на лад», – радуется он.

Американский конгрессмен Адам Смит считает, что благодаря такого рода проектам удается ослабить одну из крупнейших угроз стабильности в мире – экономический разрыв между бедными и богатыми странами: «Сегодня более двух с половиной миллиардов человек в мире живут на два доллара в день. Такая огромная разница между богатыми и неимущими в принципе аморальна».

Тем не менее, несмотря на трудную ситуацию, в которой оказалась, к примеру, Зимбабве, международное сообщество не спешит на помощь этой стране. Дефицит продовольствия в Зимбабве привел к насилию на улицах городов. США направили в Зимбабве поставки продовольственной помощи на сумму три миллиона долларов. В то же время США ввели экономические санкции против Зимбабве за нарушение прав человека, элементарных норм законности и социального обеспечения граждан. Для Зимбабве и аналогичных ему государств международное сообщество мало что может сделать.

XS
SM
MD
LG