Линки доступности

Идейно-политическая программа визита Папы Бенедикта XVI в Америку


Папа Римский Бенедикт XVI наносит первый пасторский визит в Соединенные Штаты. Поездка продлится с 15 по 20 апреля. Об идейно-политической программе визита Папы «Голос Америки» поговорил с Тедом Липиеном, специалистом по Ватикану.

Ивона Кухар: Последний раз Папа Римский – это был Иоанн Павел II – посетил США в 1979 году. Трансформировалась ли католическая церковь Америки с тех пор, и, если да, то как?

Тед Липиен: Да, церковь, несомненно, трансформировалась – и явно в более консервативном направлении. В первую очередь, под влиянием самого Иоанна Павла II и его кардинала Йозефа Ратцингера, ныне действующего понтифика, который идейно был очень близок к своему предшественнику.

И.К.: Многие либерально настроенные католики в Америке, как показывают опросы, покинули церковь. Почему это произошло?

Т.Л.: Судя по всему, это был результат глубоких расхождений с Папой по таким вопросам, как аборты, предупреждение беременности, отношение к женщинам - священникам, однополые браки и, в целом, к тенденции демократизации церковной жизни. Да, около трети тех, кто воспитывались, как католики, ушли из церкви. Это, в принципе, явление, не имеющее прецедентов в истории Америки, чтобы столько людей за такой сравнительно короткий срок порвали с религией своих предков. При этом даже сегодня католическая церковь Америки уступает в смысле консервативного рвения сестринским церквам в ряде стран Европы.

И.К.: В каких аспектах?

Т.Л.: Ну, например, католическая церковь Америки куда менее заражена национализмом и ксенофобией, чем католики в Европе, прежде всего, в Польше, которые высказываются об иммигрантах резко негативно.

И.К.: Бенедикт XVI , как мы уже говорили, был близок к Иоанну Павлу II, и американские католики не очень надеются на то, что он отойдет от позиций предшественника. И, тем не менее, различия между ними есть…

Т.Л.: Да, конечно: на момент интронизации Иоанн Павел II был намного моложе действующего Папы. Как бывший актер он больше полагался на язык жестов, чем слова. Его вступление на Святой престол вселило в католиков надежды на обновление. Бенедикт XVI консервативнее, чем его предшественник. Тот, сдается мне, был настроен более примирительно к другим верам, к странам Третьего мира, с которыми он связывал будущее церкви. Трудно сказать, на какой регион делает ставку Бенедикт XVI: на Западную Европу, на США, на развивающиеся государства? Считает ли он, что тренд в сторону секуляризации Западной Европы необратим?

И.К.: Есть ли различия во взглядах этих понтификов на институт безбрачия священнослужителей и на рукоположение женщин-священников?

Т.Л.: Ровным счетом никаких. Более того, мне кажется, что именно кардинал Ратцингер склонил Иоанна Павла II к большему консерватизму в этих вопросах. Нет, никаких женщин-священников, однополых браков, подвижек в подходе к контролю рождаемости от Ватикана при нынешнем Папе ждать не приходится.

И.К.: Те, кто остаются в лоне католической церкви Америки, требуют ли они перемен?

Т.Л.: Согласно опросу, проведенному более десяти лет назад, около 70% католиков высказались в поддержку женщин-священников, большей демократизации церкви, за отмену обета безбрачия.

И.К.: Способен ли Ватикан и католическая иерархия в самих США остановить тренд к сокращению численности священников и монахинь в нашей стране?

Т.Л.: В 1965 году в Америке было 170 тысяч монахинь, сегодня их 70 тысяч. В то же время число католиков в стране возросло благодаря иммиграции. Не думаю, что Бенедикт XVI пойдет на компромисс в канонических вопросах, чтобы увеличить численность священнослужителей, да и никаких гарантий, что это произойдет в результате отступления от догматов, нет. Бенедикт XVI как, впрочем, и его предшественник, скорее предпочитает церковь с паствой поменьше, но поактивнее и более консервативной, даже если это потребует от Ватикана переноса акцента на Третий мир. Хотя, как знать, и Третий мир меняется под воздействием глобальных СМИ.

XS
SM
MD
LG