Во вторник госсекретарь Кондолиза Райс вручила Премию Бенджамина Франклина за публичную дипломатию джазовому пианисту, композитору и руководителю квартета Дэйву Брубеку. В наградном листе говорится, что премии он удостоен за многолетнюю деятельность по продвижению американской культуры по всему миру. Как отметила г-жа Райс на чествовании музыканта, Брубек на своих выступлениях излучал надежду, оптимизм и свободу. Сам Брубек именовал джаз «истинно американским языком».
В Вашингтоне проходит целый ряд мероприятий, посвященных вкладу 87-летнего музыканта в современную культуру, в том числе концерты и лекции в Смитсоновском институте и Библиотеке Конгресса. В воскресенье «неделя Брубека» завершится выступлением его квартета в Центре исполнительских искусств им. Кеннеди. Все это будет снимать на пленку Клинт Иствуд, который готовит документальный фильм о музыканте.
«Вряд ли можно найти ныне здравствующего американца, который сделал для культурной дипломатии больше, чем Брубек, - написал в буклете к этому концерту председатель Национального фонда поощрения искусства Дэйна Джойя. – Дэйв не только один из великих мастеров американской музыки. Он еще один из великих мастеров дипломатии».
В первый раз Госдеп и Информационное агентство США отправили квартет Брубека в турне за границу в 1958 году. Он концертировал в Восточном Берлине, Польше и Турции. За «железным занавесом» его встречала восторженная молодежь. Как сказал ему на улице один поляк, «Вы привезли нам не музыку. Вы привезли Америку».
13 августа 1961 года, когда коммунистические власти ГДР перегораживали Берлин стеной, западноберлинская радиостанция весь день играла Брубека, в том числе – его стандарт «Бранденбургские ворота», написанный в 58-м году после посещения разделенного города, и, конечно, “Take five”. Эта пьеса первого саксофониста брубекского квартета Пола Десмонда, поныне остается непревзойденным бестселлером инструментального джаза.
На чествовании в Госдепе Дэйв вспомнил, как 31 мая 1988 года президент Рейган пригласил его выступить на банкете в Спасо-хаусе, резиденции посла США в Москве, во время саммита с Михаилом Горбачевым. Атмосфера в зале была натянутой: стороны не могли договориться. Но когда Брубек заиграл, даже члены советского Политбюро стали пристукивать в такт туфлями. А когда зазвучал финальный номер (конечно, “Take five”) Горбачев стал барабанить пальцами по столу.
Лед был сломан, и на следующий день стороны достигли исторического соглашения по сокращению ядерных арсеналов. Как пишет Мэтт Шудел в «Вашингтон пост», «наверное, будет преувеличением заявить, что пианист помог закончить «холодную войну». Но Брубек и его музыка немало этому способствовали. С первой же поездки в 1958 году он оценил возможности музыки проходить сквозь границы языка, культуры, политики и расы. Джаз, говорил Брубек, говорит голосом свободы больше, чем что-либо другое».
Дэйв Брубек продолжает давать по 80 концертов в год, выпускает записи, пишет музыку к спектаклю по Стейнбеку для Бродвея, постоянно репетирует и при этом любит повторять ответ Дюка Эллингтона на вопрос, не собирается ли он выйти на пенсию: «Я смогу выйти только один раз».