Линки доступности

Украина и НАТО: мнение украинских парламентариев


Визит президента Буша в Киев проходил в условиях раскола украинского общества по поводу присоединения Украины к плану действий по членству в НАТО. Накануне бухарестского саммита НАТО, на котором, как известно, Украина не получила приглашения присоединиться к Североатлантическому блоку, Русская служба «Голоса Америки» попросила высказаться на эту тему двух депутатов Верховной Рады, занимающих в данном вопросе противоположные позиции. Анна Герман, председатель Комитета свободы слова и информации, зампреда Партии Регионов, – в лагере противников. Пронатовскую позицию занимает депутат от Блока Юлии Тимошенко, глава комитета по вопросам науки и образования профессор Владимир Полыхало, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной Академии Наук.

Инна Дубинская: Профессор Полыхало, как в Украине отнеслись к визиту президента Буша?

Владимир Полыхало: Если речь идет о власти и о представителях демократической коалиции, то это отношение весьма позитивное. Такой визит весьма символичен, потому что речь идет о новой демократической коалиции, о новом премьер-министре, новом правительстве. Именно это правительство готово сегодня более реалистично и более прагматично свою продекларированную еще во время «оранжевой революции» евроатлантическую интеграцию. Конечно, поддержка Вашингтоном этих устремлений очень важна сегодня для правящих политических элит Украины.

С другой стороны, оппозиция, особенно левая оппозиция (она очень слабая в Украине, но весьма шумная), воспринимает такой визит как попытку втащить Украину в НАТО. Это абсолютно некорректная оценка. Меньшинство в парламенте практически говорит идентично тем заявлениям, что раздаются сегодня в Кремле. Кремль, – и, в частности, министр иностранных дел РФ, – нарушая правила и принципы международных отношений, практически оказывали откровенное давление и вмешивались во внутренние дела Украины, говоря, как ей следует относиться к НАТО. Это означает, что сегодня, к сожалению, прокремлевские настроения тоже имеют место среди представителей украинских политических элит.

Тем не менее впервые можно говорить о возможностях нового этапа украинско-американских отношений, предполагающих, в частности, то, что нынешняя политическая правящая элита ориентируется на западный вектор, на демократические правила игры, а не на авторитарные практики, которые осуществляются в России.

И.Д.: Госпожа Герман, Россия предостерегает Украину от присоединения к Североатлантическому альянсу, в то время как американская администрация поддерживает эту идею, а западные соседи Украины являются членами НАТО. Что, по-вашему, отвечает украинским стратегическим интересам?

Анна Герман: Для нас важнее все-таки то, что думают по этому поводу сами граждане Украины. Большинство из них сегодня выступают против НАТО – может быть, оттого, что живы еще стереотипы, или потому что много людей живут на границах с Россией. Они не хотят ухудшения отношений с Россией. Для них это дорого и это диктует их позицию. Для нас именно это главный аргумент, когда мы выбираем позицию и принимаем решение.

Мне кажется, если наши соседи на Западе и наши американские друзья уважают украинский народ, они должны понимать, что с мнением этого народа надо считаться, и что нельзя допускать углубления раскола в Украине. Надо делать все для того, чтобы общество росло, развивалось, менялось, и чтобы Украина сама пришла к этому решению. Тогда от этого решения будет толк. Но если это будут делать силой, вопреки большинству украинцев, – мне кажется, что ничего хорошего из этого не выйдет.

И.Д.: Более 50% населения Украины – против присоединения страны к НАТО. Готово ли правительство Ющенко прислушаться к их мнению?

В.П.: Речь не идет о вступлении в НАТО сегодня или завтра. Речь идет о так называемом плане ПДЧ. ПДЧ предполагает определенный период. Так что здесь есть элемент манипулирования общественным сознанием: украинцев обманывают, когда говорят, что сразу после визита Буша или после бухарестского саммита мы вступаем в НАТО.

Кроме того, надо учитывать, что в Украине весьма сильны СМИ, ориентирующиеся на Кремль. Это не только украинские, но и российские СМИ, которые чувствуют себя вольготно в украинском информационном пространстве. И, конечно, существуют еще старые советские стереотипы в отношении НАТО – хотя некоторые действия НАТО, касающиеся Ирака или бывшей Югославии, не поддерживаются украинским населением, даже тем, которое ориентируется на евроатлантические ценности. В этом смысле нельзя говорить, что существует консенсус элит.

Однако существует консенсус большинства политических элит в отношении важности евроатлантической интеграции, направленной на обеспечение безопасности страны, особенно в условиях возрастающей агрессивности, геополитических устремлений и действий России. Сама Россия как бы сплачивает и консолидирует украинские элиты и население в отношении евроатлантической интеграции. Так что динамика и настроения меняются.

Я думаю, что если бы в Украине проводилась достаточно объективная информационная деятельность и разъяснение того, что дает план подготовки к вступлению в НАТО и почему евроатлантическая интеграция – это обеспечение национальной безопасности Украины, то настроения резко поменялись бы. Во всяком случае, если пять или шесть лет назад проблема европейского выбора не привлекала большинство населения, то сегодня более 60% украинцев хотят, чтобы Украина стала неотъемлемой частью Европейского Союза, чтобы она интегрировалась в европейское информационное пространство и была такой же демократической страной, как балтийские страны, которые являются и членами НАТО, и членами Евросоюза. А что касается евроатлантической интеграции, то я склонен прогнозировать изменение динамики в пользу такой интеграции.

И.Д.: Госпожа Герман, как вам видится будущее Украины?

А.Г.: В 1991 году на референдуме украинцы проголосовали за внеблоковый статус Украины. Украинцы неагрессивны, не любят воевать. Они любят выращивать хлеб. Для нас внеблоковый статус предопределен исторически. У нас нет врагов, и мы не боимся, что на нас кто-то нападет – ни со стороны России, ни со стороны Запада. По все стороны границы у нас друзья и партнеры.

Естественно, мы хотели бы участвовать в системе европейской безопасности. Это для нас важно. Мы хотели бы, чтобы Украина оставалась островом стабильности в регионе Центральной Европы. Для нас важно единство нашего общества, чтобы в Украине все было спокойно. Наш враг – внутри страны. Этот враг – экономическая нестабильность и раскол общества, который может углубиться, если не будут считаться с мнением народа. Вот против какого врага Украине стоит обороняться.

XS
SM
MD
LG