В Институте региональной прессы состоялась презентация двухтомного исследования «Российское телевидение: между спросом и предложением», подготовленного Аналитическим центром фонда «Образованные медиа» и Фондом общественного мнения (ФОМ).
Критиковать программы российского телевидения стало в последние годы делом обыденным. При этом суровый вердикт выносят, как правило, профессиональные эксперты и известные общественные деятели. Авторы нового исследования решили узнать, что думают о российских телепередачах те, для того они предназначены. С этой целью были созданы «фокус-группы», участники которых смотрели программы вместе, а затем коллективно их обсуждали. Кроме того, был проведен опрос зрителей, просматривавших программы в своём доме в одиночку.
Результаты исследования показали: большинство опрошенных зрителей уверены, что создаваемые программы – не про них, но все равно современное телевидение их устраивает. Российские телезрители, убеждены авторы двухтомника, настроены пассивно, они ждут, что «говорящие головы» будут разъяснять им суть происходящего, и склонны верить разъяснениям. При этом лишь незначительная часть зрителей ждут от программ не пропаганды, а новых знаний. Возможно ли в этих условиях возвращение серьёзных аналитических программ, где представлены разные точки зрения, что было характерно для российского телевидения в 90-е годы?
Вот что думает по этому поводу редактор двухтомника, заведующая кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ Анна Качкаева:
«Существует четкая установка на нежелание вообще оценивать то, что связано с идеологией и мировоззрением. А довольно большая неразбериха в головах – просто неспособность даже постараться включиться в обсуждение аналитическо-политическо-общественных проблем – не позволяет аудитории выйти из этого абсолютного апофеоза массового потребления и развлечения в этой связи. Это – главные характеристики нынешних телезрителей.
Наверно, маятник качнется в какой-то момент, но именно потому, что люди стали жить лучше, спокойнее, стабильнее, в целом, для потребления, мы наблюдаем нынешние настроения. Люди отгораживают себя, а телевидение очень помогает тому, чтобы за этот забор благополучия люди не выбирались, и пока нет в этом большой потребности. Я так понимаю, что, наверно, очень большие катаклизмы могут способствовать изменению ситуации. Но я стране таких катаклизмов не желаю».
Новинкой этого сезона стало так называемое Интернет-телевидение, когда разные ресурсы выкладывают на своих сайтах клипы, программы и даже многосерийные документальные фильмы, которые не отваживаются показывать существующие телеканалы. Есть ли у этого начинания будущее?
Мнение Анны Качкаевой:«Я думаю, что эта тенденция очевидна для любого развивающегося мобильного и интернет-контента. Людей активных, неравнодушных все равно меньшинство. Так вот, эта активная, думающая, неравнодушная, раздраженная привычной тележвачкой аудитория, конечно, ищет самовыражения. И, конечно же, работает с этим новым контентом. Но об этом рано говорить как о полноценном телевидении. Это, скорее всего, действительно, способ самовыражения и альтернативной точки зрения, которую невозможно получить в традиционных СМИ».
Само исследование и издание двухтомника финансировалось на западные гранты несуществующим ныне Фондом «Образованные медиа». Сборник распространяется бесплатно, в основном, по библиотекам и исследовательским центрам. Авторы убеждены, что руководители российских телеканалов ознакомятся с их работой, но какие выводы из этого будут сделаны – предсказать никто не решился.