Линки доступности

Русское искусство по обе стороны океана


В Нью-Йорке, в Музее Челси, проходит выставка современного русского искусства под названием «Москва – Нью-Йорк. Сеанс одновременной игры». Здесь представлена одна из самых значительных коллекций русского искусства второй половины ХХ века из собрания Международного фонда Колодзей, основанного в США Татьяной и Натальей Колодзей в 1991 году.

Первый сеанс одновременной игры между Москвой и Нью-Йорком провели в 1976 году Виталий Комар и Алекс Меламид с американским художником Дугласом Дэвисом. Рассказывает Виталий Комар:

«Мы были первые художники в России, которые сделали совместную работу с американским художником. В это же время русские и американские космонавты вместе работали в космосе. Это было сделано одновременно: мы делали фотографии в Москве, и в ту же секунду Дуглас делал фотографии в Нью-Йорке. Потом мы их склеивали, и сейчас эта работа в коллекции музея Метрополитен, а второй экземпляр - в коллекции Колодзей».

Некоторые из представленных в коллекции Колодзей авторов получили международное признание – Комар и Меламид, Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный. Другие не добились большого коммерческого успеха, но тем не менее оказали огромное влияние на то, как развивалась русская культура конца прошлого века.

К таким авторам можно отнести Вагрича Бахчаняна, чьи обложки издававшегося в Нью-Йорке в 1980 годы еженедельника «Новый американец» сегодня представляют не только эстетическую, но и историческую ценность.

Коллекция Колодзей сегодня насчитывает более 7 тысяч работ и представляет около 300 авторов. А началось все в 1974 году, когда Татьяна познакомилась в Москве с легендарным коллекционером Георгием Костаки, у которого собирались не только безвестные в то время художники-нонконформисты, но и писатели, и музыканты. Вспоминает Татьяна Колодзей:

«Все как-то старались выжить. Васильев, Булатов, Кабаков иллюстрировали детские книжки, получая по 50 копеек за страницу. Другие занимались чем-то еще, мели полы, Бродский сидел в каптерке… Но наша культура все равно выжила, потому что, я думаю, если у тебя есть внутренний стержень, то он тебя выведет на прямую дорогу».

Культура нонконформистов пережила бульдозеры советского периода еще и потому, что ряд ее представителей оказался за рубежом, где их творчество получило новый импульс. Среди наиболее ярких художников-иммигрантов были считающиеся основателями соцарта Комар и Меламид. На нынешней выставке представлен их концептуальный проект «Корпорация по покупке и продаже душ», созданный вскоре после прибытия художников в Нью-Йорк в 1978 году. Рассказывает Виталий Комар:

«Когда я приехал в Нью-Йорк, мы с моим другом Алеком Меламидом думали: как бы стать настоящими капиталистами? Ведь вокруг конкуренция, производство, и т.д. И вот мы поняли: мы нашли рынок, который не был никем оккупирован – продавать и покупать человеческие души. Огромное количество людей хотело продать свою душу, но они просили миллион…

У меня не было миллиона, я бедный иммигрант, откуда у меня такие деньги? Поэтому пришлось этот бизнес забросить. Только несколько сумасшедших русских любителей искусства купили душу Энди Уорхола, который продал нам свою душу, – это была замечательная наша совместная работа не только с Алеком Меламидом, но и с Энди Уорхолом, – а также душу американского коллекционера русского искусства Нортона Доджа. Он нам ее продал за 70 центов, а в России купили за 70 рублей – это была зарплата инженера. То есть кто-то на этом заработал, но, к сожалению, не я».

Нортон Додж, передавший в 1991 году свою коллекцию музею Зиммерли в Нью-Джерси, предоставил дочери Татьяны стипендию. Так, Наталья Колодзей, видимо, впитавшая любовь к искусству с молоком матери, получила искусствоведческое образование, и теперь две женщины вместе работают над развитием коллекции.

«Я сейчас работаю с более молодыми авторами, - рассказывает Колодзей. - Например, здесь у нас представлена Наталья Ситникова, она 1978 года рождения. Ее работа висит рядом с нашими классиками, такими, как Оскар Рабин и Владимир Немухин. Мы пытаемся представить американскому зрителю новое поколение российских художников как из России, так и живущих здесь, в Америке».

Благодаря Фонду Колодзей работы художников, давно уже живущих за рубежом, впервые были представлены в России. Говорит Татьяна Колодзей:

«Это несколько художников, уехавших из России в 1980 годах. Например, Олег Васильев. Мы сделали его замечательный проект с Третьяковской галереей, с Русским музеем, издали книгу. Он как бы вновь ожил. Это замечательный художник, учившийся вместе с Ильей Кабаковым и Эриком Булатовым».

Однако в то время как творчество одних художников возвращается в Россию, некоторые представители нового поколения вновь оказываются лишены возможности выставлять свое искусство на родине. Игорь Новиков живет в Швейцарии, но цикл работ под названием «Марш независимых» создал под впечатлением от демонстраций оппозиции, состоявшихся в Москве минувшей осенью. Показать эти картины в российской столице он не смог.

«Хотя ничего в них такого суперполитического, или крамольного, нет, многие галеристы мне говорили: “Ты живешь в Швейцарии, уедешь, а у нас будут большие проблемы”».

Премьера этой работы состоялась в Нью-Йорке, а позднее она будет выставлена на аукционе Сотбис в Лондоне. Таким образом, сеанс одновременной игры между Москвой и Нью-Йорком, вынесенный в название выставки, продолжается.

XS
SM
MD
LG