Абсолютно подавляющее большинство из нас никогда не взломает банковский сейф, никогда не выиграет в карты или на «одноруком бандите» в Лас-Вегасе. Поэтому мы с такой симпатией относимся к киногероям, которые помогают нам сублимироваться, грабя на экране банки или объегоривая казино, как Оушен с его одиннадцатью, потом двенадцатью, а потом тринадцатью друзьями.
Поскольку над игорными домами Лас-Вегаса все гуще нависает тень мафиозного прошлого, плавно переросшего в корпоративную современность, всяческий ущерб, причиненный этом истеблишменту, будет всячески приветствоваться широкой публикой. И если не слишком интеллектуальные друзья из команды Оушена были симпатичными, в основном, знакомыми и приятными во всех отношениях лицами кинозвезд Джорджа Клуни, Бреда Питта, Мэтта Дэймона и Кейси Аффлека, то актеры нового фильма «Двадцать одно» (21), подкупают не столько новизной и свежестью молодых лиц, сколько тем, как они обыгрывают Лас-Вегас в карточную игру Блэк Джек.
А обыгрывают они их за счет вполне пока легального в США умственного превосходства.
Фильм «Двадцать одно» режиссера Роберта Лукетича («Блондинка в законе») основан на книге Бена Мезрича «Удар по казино. Как сорвать куш: реальная история шести студентов, обыгравших Лас-Вегас на миллионы долларов». Я прочел несколько глав этой книги и должен сказать, что авторы сценария Питер Стайнфелд и Аллан Лэб сумели найти драматическо-комедийный ключ к довольно сухому реальному материалу, который полон технических деталей того, как математически одаренные студенты архипрестижного Массачусетского технологического института (MIT) в Бостоне под руководством аморального профессора нашли способ с помощью особой системы подсчета карт обыграть казино. Выигранные большие деньги позволили им вести двойную жизнь – плейбоев и плейгерл по уикедам в Лас-Вегасе и студентов-отличников во время будничной пятидневки в Бостоне.
Главный герой, бедный студент Бен Кэмпбелл (Джим Стерджесс), мечтает поступить в мединститут после предварительного курса в MIT, но у него нет 300 тысяч долларов, необходимых на такую учебу. Во время лекций по математике профессор Мики Роса (Кевин Спэйси) замечает неординарного парня и предлагает ему присоединиться к тренировочной группе будущих потрошителей Лас-Вегаса. Как водится, для драматизма Бен, в точном исполнении талантливого британца Стерджесса, сыгравшего подобную же роль наивного таланта в мьюзикле «Через Вселенную», колеблется, но материальные проблемы диктуют ему моральный выбор.
Дальше картина идет параллельным курсами. Режиссер Лукетич умело монтажно маневрирует между довольно завлекательными математическими трюками за карточными столами Лас-Вегаса (что, между прочим, легально!), и постепенным моральным разложением Бена, которому в его 21 год трудно быть выше соблазнов. В названии фильма сошлись – игровое очко, американское совершеннолетие и 21-й век. Странно, но тормозит падение Бена весьма симпатичная Джилл Тейлор, тоже член команды игроков.
Способной Кэйт Босуорт, которая ранее составила достойную компанию Кевину Спэйси в мьюзикле «У моря», досталась лишь роль резонерши, реагирующей на эмоциональные поиски Бена. Босуорт хороша собой и одинаково привлекательна в привычном виде типовой блондинки и в различного цвета париках, которые необходимы ее Джилл Тейлор для маскировки во время тайных операций в казино. Ее роль могла бы быть несколько более психологически мотивированной, но авторы сочли ее экранное присутствие вполне достаточным.
Приятные молодые герои, побеждающие непобедимого игрового спрута, не могут не быть нам симпатичны. Мы даже болеем за них, ибо по фильму им грозят чисто физические беды, персонифицируемые жестоким специалистом по безопасности казино Коулом Уильямсом (Лоуренс Фишберн). Сочетая в себе элементы моральной притчи, комедии и триллера, фильм держит нас в желаемом напряжении и позволяет свободно вздохнуть, когда Бен, как нам намекают в финале, все-таки будет принят в мединститут. Медицинская профессия в Америке - тоже дело доходное!