Линки доступности

Уступит ли Путин реальную власть?


Итак, россияне сделали выбор, и в мае Владимир Путин уступит президентский пост Дмитрию Медведеву. Однако уступит ли Путин реальную власть? Такова была тема выступления бывшего директора Российского отдела в Совете национальной безопасности США Томаса Грэма.

Томас Грэм: «Владимир Путин в последнее время демонстрирует амбиции, выходящие далеко за пределы желания оставаться “просто влиятельным политиком”. Путин хочет быть главным игроком на политической арене России. Термин ”хромая утка” к нему абсолютно неприменим, и прошедшие выборы он превратил в референдум о собственном будущем».

Томас Грэм отметил, что во время президентской кампании именно Путин объявил о новой внешнеполитической стратегии России и именно Путин предложил план стратегического развития страны до 2020 года. Это уместно ожидать от будущего президента, но никак не от лица, покидающего президентский пост.

Т.Г.: «Что же касается Дмитрия Медведева, то он почти не высказывался по внешней политике, хотя по Конституции и по традиции именно эти вопросы входят в сферу компетенции президента».

Неудивительно, считает Томас Грэм, что западные политологи пришли к выводу, что Путин собирается и дальше управлять Россией при президенте Медведеве.

Т.Г.: «Перед нами открывается беспрецедентная ситуация - молодой, энергичный, популярный лидер оставляет высший пост, однако утверждает, что намерен остаться на политической сцене. Будет ли тандем Медведев-Путин основан на реальном и равном распределении власти? Если да, то совместимо ли это с политической стабильностью в России? А если нет, то кто из двух лидеров окажется наверху?».

По мнению Грэма Путин держит в руках слишком много нитей власти, чтобы с легкостью отдать их другому.

Т.Г.: «Однако мы не должны забывать, что и у Медведева есть свои козыри. По Конституции президент является главой государства и верховным главнокомандующим. Он контролирует ядерную кнопку. Он представляет Россию за границей».

Томас Грэм советует не переоценивать поддержку Путина политической элитой. При первой же коллизии кто-то неизбежно встанет на сторону Медведева.

Т.Г.: «Путин прекрасно сознает все это, так как по собственному опыту знает, как быстро президент-новичок в состоянии консолидировать власть».

Если конфликт возникнет, то разрешить его можно будет несколькими способами, продолжал Грэм. Первый, традиционный: дуумвират уступает место единоначалию. Второй: перетекание власти от президента к премьер-министру через поправки к конституции и изменения в законодательстве.

Т.Г.: «Нельзя исключать и того, что победителем в конфликте окажется Медведев. По крайней мере формально ему сделать это легко - нужно лишь воспользоваться правами президента».

Еще один сценарий: Путин помогает Медведеву консолидировать власть и затем постепенно исчезает с политического небосклона.

Т.Г.: «И, наконец, такой вариант – построение стабильной системы реального двоевластия с сильным президентом и сильным премьер-министром, оба с собственной ясно различимой сферой компетенции. Исторически и традиционно это маловероятно, но полностью исключать нельзя. Это был бы оптимальный сценарий политического развития России».

XS
SM
MD
LG