Линки доступности

«Кризис журналистики – процесс глобальный»


Россия занимает одну из лидирующих позиций в списке стран самых неблагоприятных с точки зрения свободы слова. К такому выводу пришли специалисты международной организации «Репортеры без границ».

В 2000 году в России было 6 федеральных каналов. Из них 4 государственных и 2 частных. Сейчас основные телеканалы, кроме развлекательных, принадлежат либо власти, либо подконтрольным ей, либо сотрудничающим с государством структурам. Это касается не только телевидения. Ведущие газеты страны сменили владельцев на тех, кто близок к Кремлю. Оплотом медийной демократии остается радиостанция «Эхо Москвы».

За последние 8 лет было внесено более 40 поправок в различные законодательные акты, касающихся СМИ, но ни одна поправка не улучшила положения российской прессы. Не было и законодательных актов, которые бы позволили журналистам более легко выполнять свои профессиональные обязанности: добывать и распространять информацию.

Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко считает, что главные каналы уже давно перестали быль источниками информации и превратились в инструменты эффективной пропаганды.

«У нас, – говорит Игорь Яковенко, – есть постоянный мониторинг освещения политических событий в средствах массовой информации. Он показывает, что если в 2000 году доля пропаганды в освещении политических событий достигала примерно 30%, за 2004 год эта цифра возросла до 47%, то в 2006 г она уже стала колебаться от 90% и выше. С центрального телевидения ушли такие журналисты как Парфенов, Савик Шустер, Сорокина, Кара-Мурза и другие. Вместо них пришли пиарщики, политтехнологи и представители шоу бизнеса. Это фактически убийство журналистики. И происходит оно благодаря тому, что журналистика превратилась в испуганную профессию. На самом деле, это большой вред для страны».

По данным Международного института по безопасности журналистики, Россия за последние годы по числу погибших и похищенных сотрудников СМИ уступает только Ираку. Убийства журналистов выделяются своей безнаказанностью. Ни одно дело не было раскрыто до конца: ловят убийц, но не находят заказчиков и наоборот. Игорь Яковенко констатировал также, что убийства стали еще и эффективным способом решения проблем.

«Самый трагический вид цензуры, – говорит Игорь Яковенко, – это убийства журналистов, которые просто «закрывают тему». После убийства Анны Политковской существенно меньше стало расследований преступлений в Чечне. После убийства Ивана Сафронова практически прекратились расследования использования «серых схем» продажи российского оружия».

Данные мониторинга, проведенного Центром экстремальной журналистики (ЦЭЖ), свидетельствуют о том, что ежегодно против журналистов возбуждаются десятки дел по обвинению в оскорблении представителей власти и клевете, по факту ущемления чести и достоинства должностных лиц.

«Все эти дела, – продолжает Яковенко, – успешно выигрываются в зависимых судах. В России нет независимого правосудия. В последний год появился новый вид цензуры: милиция приходит и арестовывает компьютеры. Проверяет, находит контрафактное программное обеспечение, возбуждаются уголовные дела против журналистов, закрываются редакции. Власть продолжает защищать информационное поле. Хотя, защищать уже нечего. Зачистка успешно состоялась, но по инерции процесс продолжается».

По мнению секретаря Союза журналистов России Игоря Яковенко, кризис журналистики – процесс глобальный.

«Это, – говорит он, – не чисто российское явление, но в России кризис проявляется вот таким уродливым образом. Власть такая, какой мы позволяем ей быть. Выход из этого кризиса – дело рук самого журналистского сообщества, которое может позволить так с собой обращаться, а может и не позволить. Пока позволяет».

В качестве примера нарушения прав журналистов в России можно привести ситуацию с сотрудницей издания "The New Times". Наталья Морарь признана несущей "угрозу для безопасности России".

«Ситуация с Морарь, – продолжает Яковенко, – является классическим проявлением этой политики. Вытеснением журналистики. Человека взяли и выкинули из страны. Человека, который ничем кроме журналистики не занимался. Везде подобного рода действия делаются по отношению к политикам, предпринимателям, бизнесменам, но никогда по отношению к журналистам. Тем более, молодая журналистка, человек только начал работать. Биография то вся, как капелька росы. Находятся люди внутри, которые одобряют такие действия, а это позор нашего цеха».

Международная организация «Репортеры без границ» обратилась с письмом к первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. В своем обращении правозащитники предложили внести поправки в законодательство и «создать условия для появления частных и независимых каналов телевидения, которые бы не подвергались контролю со стороны государственных компаний или компаний с участием частного капитала».

Многие журналисты и представители Интернет сообщества считают, что будущее журналистики за блогосферой, на которую намного труднее оказать влияние, чем на российские СМИ. Однако в начале февраля стало известно, что группа экспертов Совета Федерации работает над юридическими формулировками поправок в закон «О средствах массовой информации», регламентирующие деятельность российских интернет-изданий. Предполагается, что изменения в закон будут внесены на рассмотрение Госдумы этой весной.

XS
SM
MD
LG