Линки доступности

Обманчивое спокойствие в Чечне


Еще в XIX веке чеченцы воевали против Российской империи, стремясь вернуть утраченную независимость. За последние четырнадцать лет им пришлось воевать с Россией дважды. Сегодня в Чеченской Республике сохраняется хрупкий, неустойчивый мир. Ее жители устали от войн, и все же полны решимости, отстаивать свою национальную самобытность.

Сегодня чеченские лидеры решительно заявляют, что их маленькая горная республика навсегда останется в составе России, что покойный президент Ахмад Кадыров, погибший от рук убийц, будет вечно жить в сердцах чеченцев и что на последних выборах до стопроцентной явки не хватило всего полпроцента.

Для авторитарных государств, власти которых склонны прибегать к фальсификациям, подобное – не редкость. Однако Измаил Байханов, возглавляющий Центризбирком Чеченской республики, считает, что в данном случае такое объяснение не подходит. По словам Байханова, высокий процент голосующих отражает позитивные изменения в республике.

Повсюду можно увидеть портреты президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова, его покойного отца, а также российского президента Владимира Путина. Они украшают кабинеты чиновников, школьные классы и даже грозненский аэропорт.

Нынешнему президенту Чечни всего тридцать один год. Свои политические приоритеты он определяет так. Первый из них, по словам Рамзана Кадырова, – безопасность. На втором месте – строительство, и, наконец, на третьем – экономика. Стремясь добиться успеха на всех трех фронтах, его администрация разработала стратегию, тактику и установила четкие сроки исполнения.

Oфициальные лица Чечни отмечают заслуги президента Кадырова в восстановлении городов, разрушенных во время двух последних войн. В сегодняшнем Грозном остались лишь немногочисленные следы бомбежек, а представители администрации соседнего Шали с гордостью говорят, что разрушенный город был восстановлен всего за три месяца.

И все же спокойствие, царящее в горной республике, обманчиво. На каждом шагу можно увидеть хорошо вооруженных стражей порядка. По сообщению «Интерфакса», за последний год внутренние войска Чечни провели две тысячи операций по борьбе с мятежниками, а российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил в январе, что обстановка в Чеченской Республике слишком опасна для того, чтобы иностранные журналисты могли ездить туда самостоятельно. Взамен МИД России организовал 48-часовую экскурсию для зарубежных корреспондентов – под жестким контролем властей. Для общения с обитателями Грозного у журналистов было всего полтора часа.

Во время краткого посещения грозненского рынка местные жители говорили журналистам, что устали воевать. При этом многие из них не согласны с официальными оценками экономического процветания в республике. Примечательно, однако, что никто из них не отважился заявить об этом перед камерой, опасаясь, по их словам, преследования властей. Грозненцы жалуются на безработицу, нехватку жилья, коррупцию, произвол милиции. Надежды на независимость от России оказались тщетными.

И молодежь, и люди старшего возраста остро ощущают свою национальную самобытность. Начинающий тележурналист возмущается тем, как русские третируют чеченцев, презрительно называя их «черными». Старик с горечью вспоминает унижения, которые ему пришлось пережить во время массовой депортации чеченцев в годы войны. Учительница Асма Арсанова говорит о тяжелом положении, в котором оказались чеченский язык и культура.

В XIX веке территорию Чечни оккупировали царские войска. После Первой мировой войны чеченцы заявили о своей независимости. В годы Второй мировой войны они выступили против советской власти с оружием в руках.

По предварительным оценкам, число жителей республики, погибших во время двух последних чеченских войн, приближается к ста тысячам, что составляет около десяти процентов населения Чечни. Около полумиллиона чеченцев покинуло родные места, а многие этнические русские уехали из республики насовсем.

По словам президента Кадырова, чеченцы теперь хотят навсегда оставаться в составе России.

XS
SM
MD
LG