Линки доступности

«Западный Берег» Сербии


В ходе балканских войн 1912 и 1913 года Сербия вторглась на земли Османской империи и аннексировала территорию нынешнего Косова. В открытом письме либералу Милюкову, вставшему на сторону просербского православного патриотизма, корреспондент меньшевистской газеты «Луч» Лев Троцкий обращал внимание на то, что аннексии сопутствует истребление мусульманского населения и депопуляция целых районов.

Об этом эпизоде напоминает в журнале Slate Кристофер Хитченс. Он напоминает также, что итогом балканских этнических чисток, конфликтов и националистических устремлений Сербии стала не просто общая европейская война, которую предрекал Троцкий, а Первая мировая.

Претензии Сербии на территорию Косова имеют двоякий характер. Во-первых, это историческое право: Косово было частью, а в значительной мере и духовным центром средневековой сербской империи, павшей под ударами Османской. Во-вторых, это претензии конституционные: Косово было частью международно признанного государства Югославия.

Исторические претензии, любые претензии такого рода, нельзя даже назвать слабыми – они всегда фиктивны. В 1389 году Косово стало ареной сокрушительного поражения Сербии под натиском турок, и затем уже не возвращалось в сербскую орбиту до XX века. Хитченс напоминает, что во времена косовской битвы Англии принадлежала, по праву норманнского наследства, значительная часть территории нынешней Франции – тоже в каком-то смысле духовная родина.

Отношение к историческим «правам» может быть разным, но в России, где независимость Украины до сих пор ставится под сомнение, мало кто претендует на аннексию Киева на том основании, что он был духовным центром средневековой Киевской Руси.

Западный Берег Иордана, когда-то составлявший важную часть древней Иудеи и весьма исторически важный для ее духовного преемника – сегодняшнего Израиля, признается всем миром, в том числе и израильским правительством, территорией палестинцев с правом провозглашения независимого палестинского государства.

Конституционные претензии анализировать трудно, особенно вкратце. Юридически Косово никогда не было частью Сербии – оно вошло в образованное после войны государство Югославия в качестве автономной провинции, а поправки к этому статусу, вносившиеся в одностороннем порядке последующими диктаторами, будь то Тито или Милошевич, вряд ли могут рассматриваться как веские доводы.

Любые ссылки на суверенитет и его нерушимость в реальном мире всегда упираются в границы возможного. Международные законы, к сожалению, не могут обеспечить ясности в этом вопросе, поскольку они признают не только нерушимость суверенитета, но и право наций на самоопределение. Только факты, а не буква закона, покажут нам, останется ли в дальнейшем Ольстер в составе Соединенного Королевства или Страна басков страна в составе Испании.

Правительства стран с подобными проблемами имеют в своем распоряжении ряд средств к предупреждению и предотвращению сепаратизма, в том числе предоставление малым народам политической и культурной автономии. Но этническая чистка, к которой Сербия, как самостоятельно, так и в составе Югославии, неоднократно прибегала в отношении Косова, легитимным средством сегодня не признается, и уж никак не в состоянии укрепить лояльность подвластного народа.

Любопытно, что Россия, главный сторонник Сербии в ее сопротивлении независимости Косова, плохо помнит даже собственную недавнюю историю. Она вышла из состава СССР и провозгласила собственный суверенитет, опираясь на поддержку и признание США — в точности так же, как и Косово.

XS
SM
MD
LG