В эти дни в Соединенных Штатах уделяется повышенное внимание предстоящим в России выборам. Политологи активно обсуждают будущее американо-российских отношений. В дискуссии на эту тему, состоявшейся в Совете по иностранным отношениям, принимал участие бывший посол США в Москве Джек Мэтлок, ныне преподаватель Школы общественных и международных отношений Колумбийского университета.
Участники дискуссии сошлись во мнении о том, что исход президентских выборов в России предрешен и что предстоящую процедуру правильнее называть «голосованием», а не «выборами». Не вызывает сомнений и то, что американо-российские отношения на данный момент оставляют желать лучшего. В то же время Джек Мэтлок считает, что сегодня нельзя говорить о новой «холодной войне», и отмечает, что звучащая на западе критика возрождающихся в России авторитарных тенденций не всегда полезна.
«Честно говоря, мне кажется, то, что происходит в России, плохо для самой России, – замечает бывший посол. – Я думаю, что фактическая ренационализация многих промышленных предприятий сделает их менее эффективными, а также приведет к политической нестабильности».
По мнению Мэтлока, россияне лишены реального выбора президента, а российский парламент более не представляет интересы населения. «Так что если бы я был русским, – говорит он, – мне многое бы там не понравилось. Но как американец я говорю: если это то, чего хотят русские, – это их дело. Даже Рональд Рейган, который называл Советский Союз «империей зла», думал так: «Если это то, чего они хотят – это их дело, до тех пор пока они не навязывают свою систему другим». Так что сегодня я говорю, что русские сами должны решать, какое правительство они предпочитают. Если бы я был русским, мне бы не понравилось то, что происходит сейчас, но как американец сегодня я пытаюсь повлиять на политику своего правительства».
Джек Мэтлок подверг критике нынешнюю американскую администрацию за то, что некоторые ее шаги на международной арене излишне провокативны. К таковым он относит решение развернуть систему противоракетной обороны в Польше и Чехии: «Пытаясь развернуть в Польше систему перехватчиков против ракет, которых еще не существует, мы нажимаем определенные психологические кнопки. Русские считают, что система ПРО – это прикрытие нашей наступательной стратегии. Это неправда, но там в это твердо верят. И поэтому, нажимая эту кнопку, мы вызываем с их стороны резкую реакцию».
Бывший посол надеется, что со сменой президентов – и в Америке, и в России – наши страны смогут вернуть двусторонние отношения в более конструктивное русло. Это касается прежде всего реанимации соглашений в области контроля над вооружениями, говорит он:
«Сокращение ядерных вооружений, снятие их с боевого дежурства и предотвращение их распространения – это, я думаю, главные приоритеты для наших стран. Мы должны возобновить этот процесс, начало которому положили Рейган и Горбачев и который был продолжен Бушем-старшим и Горбачевым. В 1990-е годы обе страны сбились с этого пути, а затем началось движение вспять. Мы должны положить конец этому. Я надеюсь, что следующий президент США – кто бы им ни стал – сделает это своим приоритетом. Надеюсь, то же самое сделает и следующий президент России».
Кандидатуру Дмитрия Медведева г-н Мэтлок комментировать отказался, сославшись на то, что недостаточно знаком с преемником президента Путина.
Бывший американский посол назвал абсурдными утверждения, будто Запад пытается ослабить Россию: «Мы хотели бы иметь дело с сильной Россией, которая сотрудничает с международным сообществом в достижении общих целей. Например, почему Россия не приложила больших усилий для того, чтобы не допустить хаоса в Косово? Почему они не заставили Милошевича предоставить Косово автономию? Ведь это то, чего хотели косовары. Вместо этого русские ничего не сделали, а потом стали жаловаться, когда сотни тысяч людей вынуждены были бежать оттуда и нам пришлось вмешаться. Я был не согласен с тем, как мы себя повели тогда, но я также не понимаю и российской политики. Почему Россия не сотрудничает с мировым сообществом в деле достижения мира на Балканах? Я могу привести и другие примеры. Но сама идея, что Запад желает ослабить Россию, – это абсурд».