Линки доступности

Новости Голливуда: «Оскар» без сюрпризов


К моменту, когда мы завершаем регулярное знакомство с перипетиями сезона голливудских наград, весь мир уже знаком с результатами награждения «Оскарами», самым заветным кинематографическим призом в мире. Да, важны награды на фестивалях в Венеции, в Каннах, в Локарно... Но будем откровенны: мало кто, кроме настоящих киноманов, интересуется тем, кого награждают на фестивалях. А вот кто получил «Оскара» может знать и автомеханик из Канзаса, и французский фермер из Прованса. Особенно, когда «Оскар» получает французская актриса.

В данном случае - Марион Котияр, сыгравшая главную роль великой певицы Эдит Пиаф во французском фильме «Жизнь в розовом цвете». Речь Марион при вручении ей золотого человечка с мечом была, пожалуй, самой эмоциональной и непосредственной, и, практически, без акцента, свойственного ей всего несколько месяцев назад. Это обещает актрисе интересную карьеру в Голливуде без всякого этнического уклона, как, например, Пенелопе Круз, которой пришлось играть в Голливуде лишь иностранок, без особого успеха.

Забегая вперед (и назад), отмечу, что самые интересные моменты этой довольно нудной, в целом, церемонии, были связаны с иностранными мастерами кино, к которым я причисляю и британцев, хотя они часто, и без акцента, играют американцев.

Так было, когда предсказуемый победитель в категории «лучшее исполнение главной мужской роли» (в фильме «Нефть»), теперь уже дважды лауреат «Оскара» Дэниел Дэй-Льюис преклонил колено перед вручавшей ему «Оскар» леди Хелен Миррен (она же Елена Миронова), «королевой» из одноименного фильма, которая царственным жестом коснулась его воображаемым мечом, посвящая в рыцари.

Этот жест Дэй-Льюиса был одновременно данью уважения даровитой коллеге и поводом для шутки по поводу того, что это самое близкое приближение к рыцарскому званию, которое ему доступно. Он не объяснил, но многие поняли, что как ирландец актер не может быть произведен в рыцари и стать «сэром Дэниелом». От этого его мастерство, конечно, не уменьшится.

Так же эмоциональна была и актриса-композитор чешка Маркета Ирглова, получившая «Оскар» (вместе с ирландцем Гленом Хансардом) за песню из ирландского мюзикла «Однажды». Конечно, нельзя не упомянуть и первого в истории испанского актера Хавиера Бардема, удостоенного «Оскара» за лучшее исполнение роли второго плана в фильме «Старикам здесь не место». Его мама, сидевшая рядом с ним, была страшно рада, равно как и тактично сидевшая через одно кресло, как говорят (и пишут), нынешняя подруга Пенелопа Круз.

Из американцев по-настоящему, до слез была растрогана и растеряна победой Дьябло Коди, автор сценария комедии «Джуно». Злопыхатели могут говорить, что академиков соблазнила ее экзотическая биография стриптизерши, эротической блогерши и тому подобная второстепенная чушь. Но ее дебют полностью соответствует категории «лучший оригинальный сценарий». К этому добавлю, что при всей серьезности момента наряд Дьябло был весьма экзотичным, и в нем она выглядела весьма сексапильно, пусть простит меня моя жена.

Когда комментируешь событие масштаба «Оскара», неизбежно задумываешься о сюрпризах в распределении наград. На сей раз особых сюрпризов не было. Разве что когда в категории «лучшее исполнение женской роли второго плана» победила шотландская актриса Тилда Суинтон. Никоим образом не хочу умалить ее игру в фильме «Майкл Клейтон», но фаворитками все же были Эми Райан из фильма «Прощай, детка, прощай» и Кэйт Бланшетт, исполнившая роль певца (мужчины) Боба Дилона в фильме «Там меня нет».

Не скрою, что было бы приятно увидеть «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в руках режиссера Сергея Бодрова за представленный от Казахстана казахско-российский фильм «Монгол», заставивший вспомнить японского мастера Акиру Куросаву, получившего в свое время «Оскар» за... советский фильм «Дерсу Узала». Накануне церемонии я разговаривал с Бодровым, и он сказал, что номинация венчает четыре года напряженной работы. И поскольку он уже был номинирован на «Оскар» (за фильм «Кавказский пленник»), то особого волнения не испытывает, хотя и ценит внимание Академии киноискусства США.

В прошлом репортаже я рассказал о реакции режиссера Никиты Михалкова на номинацию его фильма «12» на «Оскар» в той же престижной категории. Но, обойдя, кроме «Монгола» и «12», польский фильм режиссера-классика Анджея Вайды «Катынь» и не слишком интересную израильскую картину «Бофорт», победителем был назван - впервые в истории «Оскаров» - австрийский фильм «Фальшивомонетчики» режиссера Стефана Рузовицки.

Эта картина с самого начала имела некоторые преимущества перед конкурентами, поскольку тема Холокоста, хотя и поданная в картине под новым, этически неоднозначным углом, достаточно знакома членам Академии, в отличие от истории становления Чингисхана, героя фильма «Монгол», или войны в Чечне, которая является лейтмотивом «12», или расстрела польских офицеров советским НКВД в годы Второй мировой войны в «Катыни».

Больше всего «Оскаров», как я уже отметил, получил американский фильм «Старикам здесь не место». Он полностью оттеснил раннего фаворита гонки за «Оскар», военную эпопею «Искупление», которая из семи номинаций выиграла лишь один «Оскар» за лучшую музыку композитора Дарио Марианелли.

Как говорится, в бой идут одни «Старики...», которым здесь, на «Оскаре», было много места. Формально, по категориям, картина получила четыре «Оскара», в том числе и самый престижный - за лучший фильм года. Но если посчитать выданные по фильму статуэтки, то получается, что картина получила 7 «Оскаров», поскольку победители-братья Итан и Джоэл Коэны не только написали премированный сценарий-адаптацию, поставили фильм как режиссеры, но и были его двумя продюсерами из трех. В качестве таковых им и вручили по «Оскару» за лучший фильм года.

XS
SM
MD
LG