Линки доступности

Суперделегаты могу решить исход первичных выборов среди демократов


Хиллари Клинтон и Барак Обама готовятся к решающей схватке – первичным выборам 4 марта в штатах Техас и Огайо. По их результатам можно будет судить о том, кто станет кандидатом от демократической партии на президентских выборах в ноябре 2008. Но при этом многие аналитики предполагают, что на этот раз многое будет зависеть от, так называемых, суперделегатов.

Если предвыборная гонка продолжится еще два месяца с такой же интенсивностью, вполне возможно, что ни Хиллари Клинтон, ни Барак Обама не добьются явного перевеса вплоть до номинационного съезда Демократической партии.

Согласно партийным правилам, для того, чтобы добиться номинации, претендентам необходимо заручиться поддержкой 2025 делегатов. В настоящее время Обама лидирует с небольшим перевесом по числу делегатов, однако нельзя исключить и того, что для демократов период первичных выборов завершится вничью.

80% делегатов, участвующих в работе номинационного съезда, избираются по результатам первичных выборов и кокусов.

Примерно 20% от общего числа делегатов – около 800 человек – составляют так называемые суперделегаты. Это видные члены Демократической партии, занимающие выборные должности: губернаторы, сенаторы и конгрессмены, бывшие президенты, а также высшие партийные функционеры.

Стефан Уэйн – профессор политологии из столичного университета Джорджа Вашингтона.

«Эти места, – говорит он, – зарезервированы для партийных лидеров и членов партии, занимающих выборные должности. В отличие от обычных делегатов, избранных путём голосования, которые обязуются поддерживать определенного кандидата, суперделегаты не берут на себя такого рода обязательств».

Некоторые суперделегаты уже высказались в поддержку Хиллари Клинтон или Барака Обамы, однако большинство еще не заявляло о своих предпочтениях. Этим суперделегатам и предстоит стать объектом сильного политического давления с обеих сторон.

Один из них – сенатор от штата Мэриленд Бен Кардин. В своем недавнем телевыступлении он говорил о том, что еще не решил, кого из двух претендентов он будет поддерживать.

«Замечательно, что у нас два таких прекрасных претендента, – сказал сенатор Кардин. – Я думаю, что один из них станет очень хорошим президентом. Я знаю, что оба они заинтересованы в моей поддержке. Интересует это и жителей штата Мэриленд. Но если мне задают вопросы об этом, я отвечаю, что у нас есть два превосходных претендента, и меня устроил бы любой из них в качестве кандидата на президентских выборах».

В Демократической партии суперделегаты появились в начале 80-х годов, после того, как тогдашний кандидат на пост президента от республиканской партии Рональд Рейган одержал победу над президентом-демократом Джимми Картером.

Партийные лидеры решили, что активисты со стажем и демократы, занимающие выборные должности, должны восстановить свое влияние на процесс выдвижения кандидатов, утраченное в результате внутрипартийных реформ семидесятых годов.

Тэд Дивайн, долгие годы занимавшийся разработкой стратегии Демократической партии, не входит ни в команду Хиллари Клинтон, ни в команду Барака Обамы. По его словам, предложение ввести институт суперделегатов исходило от специальной партийной комиссии.

«Члены комиссии, – говорит Тэд Дивайн, – определили, кого считать суперделегатами, и предложили обеспечить им более широкое, чем прежде представительство на партийном съезде».

Лишь немногие из них присутствовали на съезде демократов в 1980 году. Они не хотели вбивать клин между находящимся у власти президентом и каким-либо другим популярным политиком-демократом, и именно потому решили остаться в стороне. А лидеры партии пришли к выводу, что это понижает шансы претендентов на номинацию».

Все это было сделано для того, чтобы видные члены Демократической партии, ветераны и те, кто занимает выборные должности, могли оказать влияние на процесс выдвижения кандидата в президенты – не обязательно поддерживая того или иного претендента, но защищая интересы партии.

Политолог Стюарт Ротенберг полагает, что именно это может произойти в ходе нынешней предвыборной гонки, когда между Хиллари Клинтон и Бараком Обамой разгорится еще более острая борьба.

«Суперделегаты, – говорит он, – могут сыграть важную роль. Хотя сейчас у них уже есть собственные предпочтения, но они должны выполнить другие задачи – выбрать претендента, который имеет лучшие шансы на победу на выборах и быть уверенными, что всё пройдет гладко».

Многие суперделегаты прежде, чем поддержать того или иного претендента в кандидаты будут ждать партийного съезда, который состоится в конце августа. Однако, по мнению некоторых экспертов, кто-то их них уже давно сделал свой выбор, но не сообщает его, чтобы избежать опасности раскола во время партийного съезда.

В стане демократов раздаются предостережения против возможности суперделегатов играть решающую роль в номинационном процессе, особенно если они начнут поддерживать претендента с меньшим количеством делегатов.

Демократ Дуглас Уайлдер – мэр Ричмонда, столицы штата Вирджиния, первый афроамериканец, ставший губернатором этого штата.

«Если суперделегаты вмешаются, – предполагает он, – и скажут: постойте, это мы будем решать кто лучше и кто хуже, то порядка на съезде не будет, и наша партия окажется в проигрыше».

Барак Обама уже 10 раз подряд одержал победу над Хиллари Клинтон на первичных выборах, и многие эксперты полагают, что суперделегаты едва ли попытаются поддерживать претендента, оказавшегося на втором месте.

Ларри Сабато, директор Центра политических исследований при университете штата Вирджиния, говорит: «Я просто не могу себе представить, чтобы демократы действовали вопреки результатам голосования. И это большой плюс для Обамы».

Правда, однажды в истории Демократической партии подобное уже имело место: в 1984 году суперделегаты поддержали вице-президента Уолтера Мондейла, а не сенатора Гэрри Харта, несмотря на то, что на первичных выборах и кокусах Харт получил больше голосов, чем Мондейл.

XS
SM
MD
LG