Линки доступности

Выборы в России: центр и регионы


В этом году 2 марта одновременно с выборами президента России в 11 регионах Российской Федерации пройдут выборы депутатов законодательного собрания. Реформа региональных избирательных систем началась в 2003 году. Тогда было объявлено, что нововведения усилят независимость парламента и сделает избирательную систему более либеральной и конкурентной. У представителей федеральной власти была другая цель – построить дополнительную вертикаль, которая будет связывать центр и регионы.

Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев пришел к выводу, что с помощью партийных инструментов стало ещё легче контролировать региональные парламенты.

«В ряде регионов в парламентах, – утверждает Александр Кынев, – стало больше плюрализма, действительно появилась оппозиция там, где её не было. В таких регионах как Татарстан, в Калмыкском парламенте. Но одновременно с этим, чем дальше, тем более жесткими стали правила выборов. Ужесточился контроль федерального центра над политическими партиями. Получилось то, к чему мы пришли сегодня: возникла двухступенчатая система, государство фактически полностью контролирует партии и партийную бюрократию, а партии контролируют депутатов. Получился замкнутый круг. Изначально шли от системы, где было полное единоначалие и не было самостоятельных точек зрения, в результате пришли к тому же, только в другой упаковке».

Рост сумм, которые приходится вносить в качестве залога в местные избирательные комиссии, и усложнившаяся система сбора подписей стали причиной неудачи партии «Яблоков» Алтайском крае.

«Были созданы такие условия, – говорит руководитель регионального отделения партии «Яблоко» Александр Гончаренко, – что невозможно было собрать. И ни одна партия не собрала. Мы подали документы 4 января. Но дело в том, что банк, который обслуживал краевую избирательную комиссию начал работать только с 9 января. Мы переводили с другого филиала, который находился на соседней улице. Деньги шли три дня. А нам надо было собрать 19 тысяч подписей. Мы, к сожалению, не смогли это сделать. Ни одна партия по сбору подписей не смогла зарегистрироваться».

Продолжается усиление пропорциональной избирательной системы, что ведет к постепенной ликвидации одномандатных округов. Александру Гончаренко, который баллотировался в депутаты по одномандатному округу, было отказано в регистрации.

«Меня, – объясняет он, – поддерживало 16-19 процентов, я дважды избирался на этом округе, был вторым... Меня просто…по количеству якобы недействительных подписей. Сейчас состоялся суд. Две подписи удалось отвоевать, но четыре подписи не хватает до регистрации».

Политолог Александр Кынев считает, что в ряде регионов у оппозиции не осталось возможности действовать в легальном политическом пространстве:

«До выборов не допускают не только оппозицию, – говорит Александр Кынев, – а любая попытка несогласия, любое личное недовольство, сведение личных счетов в рамках региона ведет к таким процессам. Сейчас борются с любым проявлением инакомыслия. То, что сейчас происходит – это усиление внедрения полностью пропорциональной системы».

Безуспешными оказались попытки пройти через процедуру регистрации «яблочников» в Республике Ингушетия. Как сообщил руководитель регионального ингушского отделения партии «Яблоко» Дауд Гаракоев, они тоже столкнулись с непреодолимыми трудностями.

«Подписные листы, – говорит Дауд Гаракоев, – должны оплачиваться из средств избирательного фонда. Сбербанк республики Ингушетия не работал. С 3 числа по 9 включительно мы были лишены возможности пополнить свой счет, не могли изготовить подписные листы и соответственно не могли собирать подписи. Подписные листы нужно было собирать до 16 числа, это был последний день. Мы смогли начать собирать подписи только 10 числа. У нас было потеряно много времени, и мы технически не успели собрать должное количество подписей и должного качества. Мы не подали эти листы и фактически снялись с выборов в народное собрание. Коварные выходные. Очень досадная техническая причина».

Лишь четыре партии – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» – до сих пор без проблем регистрировали свои списки на региональных выборах, но у КПРФ уже начинают возникать трудности. Как сообщил «Голосу Америки» член бюро амурского обкома КПРФ Роман Кобызов, с 4 февраля кандидатов от компартии приглашают в областную администрацию или к руководству тех организаций, где кандидаты работают, с целью собеседования. Коммунистам предлагали написать заявление о выходе из партсписка.

«Осталось на сегодняшний момент дожать одного человека, – говорит Роман Кобызов. – 12 заявлений уже сеть. Список КПРФ состоял из 25 фамилий. Беспрецедентный случай массового давления на список КПРФ инициирован, конечно же, губернатором Амурской области. Кандидат Мигель Виктор Яковлевич, у него трое детей учатся в высших учебных заведениях Дальнего востока. Ему домой звонили ректора: всё, через час отчисляем, если вы не напишите заявление…»

Если определенное количество депутатов сделают это, список партии можно будет снять с выборов.

«Случаев таких было очень много, – продолжает Александр Кынев. –Снять, если надавить, на какое-то количество кандидатов. Осенью по ряду регионов так снимали списки СПС, Справедливой России в Камчатском крае. Два года назад, в Ямало-ненецком округе так сняли больше половины списков. Через выбивание из них кандидатов разными способами. У всех людей есть работа, семьи. Не каждый человек готов стать политической жертвой ради партии. А что касается «Яблока», в Ингушетии и в Алтайском крае – это частный случай, мочат всех, кто выделяется. Даже парламентские партии, у которых есть льготы. Даже у них возникают проблемы. Что уже говорить про «Яблоко», СПС, остальные партии, которые, в тяжелейшем положении находятся после федеральных выборов».

Механизм выборочного правосудия, двойного стандарта дает контроль над российским политическим полем. По мнению Александра Кынева, такую практику правильнее назвать системой политической коррупции.

«Закон написан так, что его корректное исполнение является почти невозможным, – говорит Александр Кынев. – В российских условиях проблема в том, что вот именно комбинация всех тех норм, которые составили наше законодательство за эти годы, она превращается в такой дьявольский коктейль. Когда формально пропорциональная система, но по смыслу, в выборах по партспискам. Никакой возможности создать независимую политическую партию у нас сегодня не существует. У нас с каждым годом количество партий сокращается и сокращается. При этом есть негласные списки кого выдвигать можно и кого нельзя. Получается система черных списков, и эти списки постоянно расширяются!».

XS
SM
MD
LG