Линки доступности

Присуждена премия Росси


В конце января Отделение астрофизики высоких энергий Американского астрономического общества назвало имена новых лауреатов премии Росси, которая на этот раз досталась ученым из США и России.

Эта награда присуждается с 1985 года, причем, как правило, только за самые новые исследования. Ее денежная часть чисто символическая –всего полторы тысячи долларов. Тем не менее премия Росси считается главной международной наградой, увенчивающей достижения в области астрофизики высоких энергий. Она носит имя итало-американского исследователя Бруно Росси, одного из мировых лидеров в области физики космических лучей и рентгеновской астрономии. В его честь также названа космическая рентгеновская обсерватория RXTE, которую НАСА вывело на околоземную орбиту в 1995 году.

В этом году обладателями премии Росси стали профессор астрономии Гавайского университета Патрик Генри, Стивен Аллен из Стэнфордского университета, а также Максим Маркевич и Алексей Вихлинин, работающие в Гарвардско-Смитсоновском астрофизическом центре. Маркевич и Вихлинин одновременно являются сотрудниками отдела астрофизики высоких энергий Института космических исследований Российской Академии наук.

«Как я понимаю, меня наградили за исследования галактических скоплений методами рентгеновской астрономии, – сказал профессор Генри корреспонденту Русской службы «Голоса Америки». – Такие скопления относятся к числу самых крупных и массивных объектов нашей Вселенной. Они сильно излучают в рентгеновском диапазоне, так что с помощью рентгеновских детекторов их можно наблюдать с очень больших расстояний. Поскольку нижние слои земной атмосферы непрозрачны для рентгеновского излучения, такие детекторы приходится устанавливать на космических платформах или на высотных аэростатах.

Изучение галактических кластеров – это та область науки, где астрономия и астрофизика непосредственно смыкаются с космологией. Поскольку космология занимается эволюцией нашей Вселенной, ей очень важно знать, как именно возникают и растут скопления галактик и как они взаимодействуют друг с другом. Сейчас известно, что во Вселенной есть не только обычное светящееся вещество, но также и темная материя, которая не испускает никаких электромагнитных волн. Однако притягивает обычную материю и тем самым влияет на ее движение в космическом пространстве. По этой причине регистрация рентгеновского излучения галактических кластеров позволяет судить и о многих характеристиках темной материи. Таким способом можно оценить ее общее количество, а также выявить степень ее комковатости, иначе говоря, зарегистрировать неоднородности ее распределения в космическом пространстве. Именно этим занимаюсь и я, а также другие только что награжденные лауреаты премии Росси.

Надо сказать, что получение подобной информации методами рентгеновской астрономии – вещь довольно новая. Такие сведения можно собирать и другими способами, которые были разработаны раньше. Это, во-первых, анализ реликтового микроволнового излучения, и во-вторых, изучение отклонения света тяготением темной материи – то, что называют гравитационным линзированием. Мне удалось показать, что все три метода дают результаты, которые прекрасно согласуются друг с другом. А это позволяет с куда большей уверенностью утверждать, что наши знания о темной материи действительно отражают физическую реальность».

Гавайскому университету, где работает профессор Генри, в этом году сильно повезло на награды за изучение космоса. Четвертого февраля Американское астрономическое общество сообщило, что туда же уйдет премия Ньютона-Лэйси-Пирса, которая присуждается исследователям, не достигшим 36 лет. Ее новым лауреатом стала Лиза Кьюли, которая занимается изучением эволюции отдельных галактик. Она получила важные данные о скорости образования звезд в старых и относительно молодых галактиках и о формировании активных галактических ядер, генерирующих огромные количества лучевой энергии. В ходе этих исследований она вычислила, что большинство атомов кислорода, содержащегося в земной атмосфере, было рождено в звездных недрах от пяти до двенадцати миллиардов лет до нашего времени.

XS
SM
MD
LG