Линки доступности

Президентский марафон


Процесс избрания нового американского президента дошел до половины пути. Нынешняя кампания - самая длительная в истории США, и это при том, что выборы главы государства в Америке и без того длятся значительно дольше, чем в любой другой стране Запада. Эта тенденция может оказаться заразительной и распространиться по всему миру.

Второго января 1960 года сенатор Джон Фицджеральд Кеннеди начал свою предвыборную кампанию, когда до дня голосования оставалось всего десять месяцев. В 1960 году это казалось огромным сроком, однако он выглядит весьма скромно по сравнению с продолжительностью нынешней президентской кампании. Претенденты начали выдвигать свои кандидатуры еще в декабре 2006 года.

Кампания, которая продолжается почти два года, не может не утомить избирателя. По мнению сотрудника фонда «Наследие» Брайана Дарлинга, это, в итоге, может привести к снижению активности избирателей: «В конце концов, когда наступает день выборов, то избирателю уже становится просто безразлично, кто победит. Кроме того, продолжительная кампания требует больших денег».

Историк Алан Ликтман замечает: «Для того, чтобы кандидат в президенты смог привлечь к себе внимание, ему нужно потратить порядка 100 миллионов долларов, - и это лишь на этапе предварительных выборов».

Чем больше длится кампания, тем хуже становятся отношения между ведущими кандидатами. Вот так дебатировали между собой кандидаты в президенты от Демократической партии сенаторы Хиллари Клинтон и Барак Обама.

- (Обама:) То, что вы здесь заявили, - это абсолютная ложь!
- (Клинтон:) Подождите.
- Нет, Хиллари, вы уже говорили две минуты. Я ни словом о Рональде Рейгане не обмолвился.
- Вы говорите о двух разных вещах...
- А вы говорили уже целых две минуты.

Вмешивается модератор:

- Сенаторы, попрошу вас...

Хиллари Клинтон продолжает:

- Я не имела в виду Рональда Рейгана.
- Хиллари!!!

С другой стороны, длительная кампания дает избирателям возможность тщательно проанализировать кандидатов. Первая поправка к Конституции США гарантирует свободу слова, поэтому кандидаты говорят, что им угодно и сколько угодно.

«У нас свобода слова, - комментирует. Кэндис Нельсон, заведующая кафедрой государственного управления в Американском университете. - И никаких ограничений относительно того, когда можно начинать кампанию, быть не может. В результате предвыборные кампании становятся все дольше и дольше».

Пока это явление не распространилось в глобальных масштабах. Стивену Харперу понадобилось менее двух недель на то, чтобы быть избранным премьер-министром Канады. Во Франции предвыборная кампания продолжалась три месяца, и уже через шесть дней после выборов Жак Ширак покинул Елисейский дворец, куда въехал его преемник Николя Саркози. В прошлом году в Австралии кампания, которая привела к избранию премьер-министром лидера Лейбористской партии Кевина Радда, продолжалась 6 недель.

Сотрудник Института американского предпринимательства Норм Орнстайн считает, что избирателям придется привыкать к долгим политическим битвам. Скорее долгие избирательные кампании станут нормой для остального мира, нежели Америка вернется к традиции коротких выборов.

«Теперь, когда существуют 500 телеканалов и нет никакого государственного контроля над СМИ, - резюмирует Орнстайн, - невозможно запретить претендентам обращаться к общественности тем или иным способом, раньше начинать мобилизацию сторонников и распространять предвыборную рекламу».

До выборов остается еще десять месяцев. В свое время Джону Кеннеди понадобилось именно столько времени на всю предвыборную кампанию.

XS
SM
MD
LG