Линки доступности

«Мосфильм» – организатор ретроспективы «Вглядываясь в Россию: столетие кинопроизводства» в Нью-Йорке


Сто лет назад, в 1908 году, в России был снят художественный фильм о Стеньке Разине, и это событие можно считать точкой отсчета для русского кинематографа. В ознаменовании юбилея в Нью-Йорке проходит ретроспектива под названием «Вглядываясь в Россию: столетие кинопроизводства».

Пожалуй, российское кино никогда еще не было представлено в США столь масштабно – от Эйзенштейна и Калатозова до Сокурова и Балабанова. Правда, нынешняя ретроспектива ограничена продукцией киностудии «Мосфильм», которая выступила организатором показа с российской стороны, но так как именно эта студия была (и остается по сей день) главной движущей силой российского кино, подборка получилась весьма впечатляющей. По словам организатора серии с американской стороны, руководителя Кинообщества Линкольн-центра Ричарда Пеньи, ему хотелось показать необыкновенное богатство российского кинематографа: «В Америке известны несколько имен: это, конечно же, Эйзенштейн, может быть, Вертов, наверное, Тарковский. Однако русское и советское кино этим далеко не исчерпывается. Помимо работ этих великих мастеров, мы представляем популярное кино, мюзиклы, комедийные и приключенческие ленты».

Среди последних – необыкновенно популярная в России, но совершенно неизвестная на Западе картина «Белое солнце пустыни». Ричард Пенья говорит, что первые просмотры убедили его в том, что эта лента «читается» американским зрителем. Это мнение подтверждает и кинокритик газеты «Нью-Йорк сан» Брюс Беннет: «Это отличный развлекательный фильм. Там речь идет о верности и о духе предпринимательства, а это вещи, понятные любому, вне зависимости от того, откуда ты родом. Это и смешной, и жесткий фильм одновременно».

На Брюса Беннета произвело особое впечатление то, что российские космонавты по-прежнему обязательно смотрят «Белое солнце пустыни» перед полетом в космос. Кинокритик считает, что одного этого достаточно, чтобы рекомендовать фильм американскому зрителю – это поможет ему лучше понять русских.

Ричард Пенья надеется, что русское кино развеет те предрассудки, которые, возможно, еще сохранились со времен «холодной войны»: «Всем нам известны негативные аспекты жизни в Советском Союзе, но эта жизнь также интересна нам своей многогранностью и неоднозначностью. И эти фильмы демонстрируют многосложность этого явления. Даже при Сталине снимали такие легкомысленные, но по-настоящему трогательные комедии, как «Трактористы». Я думаю, что сейчас, когда «холодная война», можно надеяться, уже позади, мы сможем отказаться от стереотипов и попытаться через кинематограф понять всю сложность советского опыта».

Задача эта непростая даже для тех зрителей, которые с советским опытом знакомы не понаслышке. Например, созданные в 1930-е годы фильмы Александра Медведкина «Счастье» и «Новая Москва», явно задуманные как советская пропаганда, но оказавшиеся настолько идеологически сомнительными, что долгое время пролежали на полках, и сегодня многих озадачивают.

С другой стороны, отмечает Брюс Беннет, в течении прошлого столетия в развитии советского и американского кинематографа прослеживаются определенные параллели: «В Голливуде по сей день существует самоцензура. Что можно, а что нельзя показывать в Америке, определяется в основном вопросами морали и вкуса. Я думаю, что американский зритель знаком с тем, что режиссер Мартин Скорсезе называет «контрабандой» в кино. Это практика, возникшая в 1930 –1950-е годы, когда в Голливуде существовали жесткие запреты на темы религиозного или сексуального характера. Но лучшие, наиболее изобретательные режиссеры умудрялись эти темы поднимать в своих фильмах «контрабандным» путем. И, конечно, такая «контрабанда» присутствует в советском кино. Это какие-то понятные всему человечеству темы и вопросы, которые лежат в основе легенд, и ради которых мы, собственно, и идем в кино».

Из современных работ в Нью-Йорке представлены две ленты Александра Сокурова – документальная «Элегия жизни: Ростропович, Вишневская» и назидательная «Александра» с той же Галиной Вишневской в главной роли, скандальный фильм Алексея Балабанова «Груз-200» и пример нового женского кино – «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой.

Все эти работы очень разные, что иллюстрирует мысль директора «Мосфильма» режиссера Карена Шахназарова о том, что новое российское кино еще не обрело собственного стиля: «В нем очень силен элемент коммерции. Но помимо этого – что? Куда? В какую сторону? Большой крен подражательский, безусловно. Тому же американскому кино подражают, стали подражать советскому кино – это стало очень модно. Но на самом деле это говорит о том, что свой стиль, свой язык еще в полной степени не найден».

Со своей стороны, Ричард Пенья уверен, что в течение следующих десяти лет заявит о себе новое поколение российских кинематографистов: «Это замечательное новое поколение со своим новым посланием и новым стилем. Они также настолько молоды, что не жили при советском режиме, так что мы можем ждать от них свежего взгляда на Россию».

XS
SM
MD
LG