Линки доступности

«Листы скорби» Геннадия Доброва


В штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке проходит неделя памяти жертв Холокоста, приуроченная к годовщине освобождения узников концлагеря Освенцим войсками Советской Армии 27 января 1945 года. В фашистских лагерях были уничтожены миллионы людей, включая 6 миллионов евреев.

Представленные в штаб-квартире ООН карандашные «Зарисовки в память о жертвах Холокоста и их освободителях», которые открыли мемориальную неделю, были сделаны заслуженным художником России Геннадием Добровым почти 15 лет назад, когда он по собственной инициативе провел несколько месяцев в бывших фашистских концлагерях в Польше, Чехии и Германии. Эти зарисовки входят в главный творческий проект Геннадия Михайловича «Листы скорби».

Всю свою жизнь, даже тогда, когда от художника требовалось оптимистическое отображение советской действительности, Геннадий Михайлович рисовал то, что привлекало его внимание – человеческие страдания. Сначала это были инвалиды войны на Валааме, потом – Афганистан и Чечня. Главным мотивом творчества художника является сострадание. «Жалость просто невыносимая, – говорит он. – Ну, когда вот я в Чечню приехал – там слезы одни. Людям негде жить. Дома все разбиты».

Эти работы Геннадий Добров называет «лагерными пейзажами», и они, с кажущейся бесстрастностью, емко передают трагедию массового истребления людей в XX веке.

Выставка памяти жертв Холокоста была организована Российской миссией при ООН, Департаментом общественной информации ООН и Всемирным конгрессом русскоязычного еврейства. Год назад Генеральная Ассамблея ООН одобрила резолюцию о недопустимости отрицания Холокоста, среди соавторов которой были США и Россия, напомнил, открывая вернисаж, заместитель постпреда России при ООН Илья Рогачев. Для художника выставка стала протестом против заявлений президента Ирана Ахмадинежада, подвергающего сомнению Холокост.

«Я-то рисовал независимо от этого, в 1994 году, – говорит Геннадий Добров. – Но эти работы лежали в запасниках, невостребованные, на Поклонной горе. А когда начались эти разговоры, что Холокоста не было, никого не убивали, никого не сжигали, да все это вранье, – тогда я возмутился. Я пошел в представительство ООН в Москве и сказал: как это не было? Вот есть рисунки, я живой свидетель, что это было».

Тем, кто пришел на открытие выставки, доказывать реальность Катастрофы не нужно: многим из этих пожилых людей, выходцев из бывшего Советского Союза, самим довелось пережить ужасы концлагерей или пройти войну. Но другим реальность Холокоста, как это ни удивительно, все еще приходится доказывать. Именно поэтому глава Американского форума Всемирного Конгресса русскоязычного еврейства Леонид Бард считает, что эти рисунки русского художника – особенно значимы: «Да, это очень важно. Не надо обсуждать это у себя на кухне. Нужно показать это всем. Нужно приводить людей, показывать, и в общем-то Организация Объединенных Наций для этого и предназначена».

Выступившие на открытии выставки ветераны Второй мировой войны, а также Леонид Бард, высказали тревогу в связи с попытками пересмотреть историю войны. «К сожалению, это происходит в Прибалтике и на Украине, – сказал Бард. – Украина для меня – родная страна. Я прожил там много лет и отдал много сил этой стране. То, что сейчас нацистским преступникам, людям, которые убивали нас, убивали народ, присваивают звания героев Украины и ставят памятники, называют улицы их именами – это ужасно. Всемирный Конгресс русскоязычного еврейства в декабре на своем президиуме принял резолюцию, осуждающую эти факты. Мы всегда будем выступать против этого».

Организаторы выставки надеются показать ее в других городах Америки. Геннадий Михайлович Добров верит в целительную силу искусства. «Картины живут дольше, чем люди, – говорит он. – Вот мне 70 лет. Я же не буду до ста лет жить – я умру, а картины будут жить. Может, они еще 300 – 400 лет проживут. Люди будут помнить, что да, это было».

XS
SM
MD
LG